Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 30 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1613 г. Иван Сусанин совершает свой знаменитый подвиг
«Злодеи! Сказал он им: вот вам голова моя, делайте что хотите, а кого вы ищете, тот вам не достанется!». С этими словами, согласно одной из легенд, 30 марта 1613 г. принял мученическую смерть крестьянин Костромского уезда Иван Сусанин. Спасая родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича, который со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в тот момент в вотчинном селе Домнино, Иван завел поляков, разыскивавших молодого царя, в болотистый лес, где и был ими замучен, когда вскрылся патриотический обман.
По сей день история легендарного героя войны против польских интервентов продолжает вдохновлять поэтов, драматургов и музыкантов. А историки до сих пор спорят о том, что в этой истории есть правда, а что — благочестивый вымысел. Где, например, на самом деле настигла смерть народного героя, в болоте или же в селе Исупово; где именно находится его настоящая могила (версий несколько), в какой конкретно день совершен подвиг, 30 марта или еще осенью 1612-го, и т. д. и т. п.
Однако все это нюансы. Сам факт совершения подвига Сусаниным остается неоспоримым. Даже если все случилось осенью 1612-го, когда Михаил Романов еще не был на троне, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин все равно спас царя, пусть и будущего. А самопожертвование — лишнее свидетельство незыблемости патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни. И то, что Сусанин завел поляков в противоположные от их целей места, за что и был зверски убит, — тоже факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся. Кстати, сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Сусанина, еще и освобождала от податей его зятя и всех потомков, что было большой редкостью для того времени.
В Костроме стоит памятник Сусанину, воздвигнутый в 1967 г. напротив спуска к Волге. Он стал вторым в городе после снесенного в 1918-м памятника, воздвигнутого по проекту В. И. Демут-Малиновского. Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино. Неподалеку от этого поселка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги — часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом — знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.
1847 год. Лев Толстой начинает вести дневник
Делать записи в нем он продолжал всю жизнь, между первой и последней прошло 63 года и 8 месяцев. Толстой начал автобиографические записи 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 г. 82-летним всемирно известным живым классиком. Ни один русский писатель не оставил после себя столь обширного по времени и богатого по содержанию дневника. Всего сохранилась 31 тетрадь, которые составляют 4 700 листов рукописного текста. В полном собрании сочинений дневники Толстого занимают 13 томов. Проштудировав их все, исследователи определили, что самым часто употребляемым прилагательным в этих текстах является «хороший», а глаголом — «быть».
«Что я такое? — с пристрастием вопрошает Толстой в дневнике 1854 г. И отвечает: — Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового…».
Подобные беспощадные самообличения имели в своей основе большей частью не действительные, а преувеличенные представления автора о своих недостатках и прегрешениях. Тем не менее эти покаяния играли большую роль в той не знавшей устали внутренней работе, которая совершалась в сознании писателя. Дневник помогал ему в этом. По беспощадно искренним и правдивым записям в дневнике, как по безошибочному барометру, Толстой измерял уровень своего морального роста.
Дневники позволяют проследить за трансформацией мировоззрения Льва Николаевича. К примеру, после духовного кризиса в начале 1880-х в записях появляются более глубокие рассуждения о религии, вопросах этики, глобальных проблемах бытия. Так, в топе существительных из дневников, которые Толстой вел после кризиса, встречаются «существо», «сознание», «смерть» и «благо», в то время как в топе более раннего периода такие образы не встречаются.
1867 год. США приобретают у России Аляску с Алеутскими островами
Общий размер проданной земельной территории составил около 1 519 000 кв. км. Кроме того, Америке вместе с землей досталось все недвижимое имущество на ней.
Первые предложения от США о продаже Аляски Россия получила еще во время Крымской войны. Переговоры тогда не состоялись из-за резко отрицательной позиции российского министра иностранных дел Александра Горчакова и противодействия Великобритании. Прошли годы, и русское правительство осознало всю проблематичность удержания Аляски: управлявшая ею российско-американская компания обанкротилась, а интересы России все более фокусировались на Азии.
В Америке многие противились приобретению холодной и, казалось, бесполезной земли. Идею покупки называли безумием Сюарда, по имени государственного секретаря, который добивался сделки. Русский посол барон де Штокль запросил 10 млн долларов, Вильям Сюард предложил пять. Сошлись на цене в 7,2 млн. Через 29 лет на Аляске было найдено золото, а в ХХ веке — нефть.
1970 год. На экраны выходит культовый фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни»
Режиссер проработал несколько вариантов сценария, но чувствовал, что не хватает достоверности. В итоге был найден свидетель гражданской войны в Туркестане. Среди прочих воспоминаний он случайно упомянул о том, что некоторые ханы во время боев бросали свои гаремы, и эти женщины потом долго скитались по пустыне…
Рабочее название фильма было «Спасите гарем», ну а после окончания съемок один из лучших фильмов отечественного кинематографа приобрел свое нынешнее название.
Роль товарища Сухова предназначалась Георгию Юматову, но когда незадолго до начала работы над фильмом за ним заехали, то обнаружили артиста пьяным и избитым. Накануне он был на поминках погибшего в автокатастрофе товарища и вляпался в какую-то историю. Ждать, когда с лица актера сойдут синяки, никто не собирался. Тем более, что репутация Юматова, человека талантливого, но запойного, была хорошо известна. Так в картине появился Анатолий Кузнецов.
Для актера БДТ Павла Луспекаева работа над ролью Верещагина стала человеческим и актерским подвигом. Он попал в картину после операции по ампутации стоп ног, обмороженных еще на фронте. К слову там, на фронте, ему собирались ампутировать и руку — разрывная пуля раздробила локтевой сустав. Очнувшийся на операционном столе, могучий Луспекаев не позволил врачам этого сделать. Снимаясь в фильме Мотыля, он не мог ходить без палочки, каждый шаг причинял боль, и тем не менее все сцены — таково было его условие — отработал без дублера! Чтобы актер мог передвигаться без поддержки, в его сапоги были вмонтированы специальные металлические опоры.
Луспекаевское «За державу обидно» — уже классика. Жаль, сам Павел Борисович не дожил до премьеры. Лауреатом Государственной премии за «Белое солнце пустыни» он стал посмертно.
Картина сразу стала фаворитом проката несмотря на то, что официально была отнесена ко 2-й категории. В первый год фильм посмотрели около 50 млн зрителей.
По сложившейся традиции, на протяжении уже более полувека перед вылетом в космос российские космонавты обязательно смотрят «Белое солнце пустыни». Говорят, приносит удачу.
В 1997 г. нескольким кратерам на Венере дали имена жен Абдуллы — Гюльчатай, Джамили, Гюзели, Зарины, Саиды, Хафизы, Зухры, Лейлы и Зульфии.
1982 год. В Минске открывается Театр-студия киноактера
В тот день в малом зале кинотеатра «Москва» актеры «Беларусьфильма» представили на суд первых зрителей пьесу «Вся его жизнь» по мотивам киноповести Евгения Габриловича «Коммунист». Главные роли исполнили Владимир Гостюхин и Петр Юрченков-старший.
Между тем, история театра началась задолго до постановки первого спектакля. Как признают сами актеры, идея создания экспериментального театра при Национальной киностудии «Беларусьфильм» витала в воздухе где-то с середины 1970-х — ведь артистам надо практиковаться постоянно. И в 1979 г. группа киноактеров под руководством Валерия Анисенко, который впоследствии и стал главным режиссером нового театра, сделала попытку поставить спектакль «Утиная охота». Правда, показали его всего один раз — в Доме кино (в Красном костеле). Но спустя год Советом министров БССР все-таки было принято решение о создании в Минске театра-студии киноактера и приспособлении под его нужды малого зала строящегося кинотеатра «Москва».
С середины 1982 г. главным режиссером театра стал Борис Луценко, а с 1991-го — Александр Ефремов. Ефремову пришлось нелегко, театр переживал кризис. Зрителей практически не было. «У нас была контрольная цифра — двенадцать человек: я перед началом спектакля выглядывал из-за кулис, и если в зале сидело меньше двенадцати человек, то постановку отменяли, если больше — играли», — вспоминает он.
Минская студия осталась единственным театром киноактера на всем постсоветском пространстве, а в свое время их было создано несколько. И смогла не только выстоять, но и, пережив нелегкие времена, многократно вернуть к себе интерес зрителя.
В целях популяризации театрального искусства, кроме показа спектаклей театр проводит концертные и киноконцертные программы, авторские и творческие вечера мастеров сцены и экрана, известных деятелей культуры. Своеобразным художественным отчетом перед зрителем становятся творческие вечера, приуроченные к юбилейным датам артистов театра.
Крое того, в последние годы коллектив театра значительно активизировал гастрольную деятельность. Артистам из Минска аплодировали зрители Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Полоцка, Борисова, Мозыря, Жодино, Бобруйска, Молодечно, Барановичей, Городеи, Мяделя, многочисленных агрогородков.
И, конечно же, актеры театра продолжают сниматься в кино, причем практически на всех ведущих киностудиях бывшего Советского Союза, достойно представляя традиции белорусской национальной киношколы.