67K подписчиков

Так кто же за кем наблюдает? Или даже подглядывает?

124 прочитали
«Четвёртая стена» наглядно доказывает, что именно голландские короткометражки способны наиболее ёмко и иронично передать суть мрачного жанра как такового.
«Четвёртая стена» наглядно доказывает, что именно голландские короткометражки способны наиболее ёмко и иронично передать суть мрачного жанра как такового.-2

«Четвёртая стена» наглядно доказывает, что именно голландские короткометражки способны наиболее ёмко и иронично передать суть мрачного жанра как такового. Мы уже приводили в качестве примера «Кровавую оливку», однако «Четвёртая стена» выходит за рамки осмысленной пародии на нуар.

Начнем с того, что местом действия становится кинотеатр, который является особой сумрачной локацией, о чём мы писали в отдельной статье. В предложенном проекте чувствуются отсылки ко второй части «Крика», точнее говоря, пародии на неё, а именно, второй части «Очень страшного кино», когда из-за разговора в кинозале вспыхивает перепалка.

Хотя и не это самое важное. Заметное количество ироничного кино-мрака построено на приеме, когда объект и субъект действия меняются местами. Сыщик становится подозреваемым, преступник превращается в следователя и т.д. и т.п.

А ещё в кинематографе есть прием, который родственен так называемой «субъективной камере», а именно «четвёртая стена» (хотя правильнее говорить о её устранении). В одном случае вы будто бы видите происходящее глазами преступника (очень часто использовалось в итальянском джалло). Во втором - персонаж с экрана напрямую обращается к зрителю.

Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)
Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)

То есть ликвидируется проблема киноэкрана как некой перегородки между мирами, и две реальности сливаются воедино. В итоге речь идёт о создании интерактивности, поисках новых путей взаимодействия с персонажами кино.

Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)
Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)

И это выводит на проблему, которую можно выразить знаменитой китайской максимой: я Лаосцы, которому снится, что он стал бабочкой, или же бабочка, коей приснилось, что она превратилась в мудрого старца? Применимо к кино этот вопрос обретает такую форму: вы наблюдаете за киногероями или же киногерои наблюдают за вами?

Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)
Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)

Вопрос, кажущийся странным, но отнюдь не в эпоху технических новинок, равно как не недрах мистических систем, в коих все вещи взаимосвязаны. В конструкциях античного философа Платона есть понятие «идеи», которая проецируются в земной мир.

Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)
Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)

То есть если есть киногерои, то надо, чтобы за ними наблюдали. Такова их функция. И есть зрители, которые призваны смотреть. Важно определить, по какую сторону пресловутой «четвёртой стены» вы находитесь. Зритель может стать поднадзорным.

Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)
Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)

Есть даже переходные стадии, когда субъект и объект созерцания являются одним и тем же персонажем. Вы и зритель, вы и актер. Например, в качестве участника интерактивного шоу, за которым сами же взираете через смартфон и т.д.

Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)
Кадр из короткометражного фильма «Четвертая стена» (2021)

Есть иные ситуации. В частности, я нередко наблюдаю за зрительскими реакциями в кинозале (насколько это можно сделать, не нарушая приличий). То есть меня интересует не сам фильм, а его восприятие.