При Калининской больнице существовала церковь которую упразднили при Екатерине 2. Взамен неё недалеко построили сначала деревянный, простого плана, быстро пришедший в негодность, а в середине 19 века каменный храм Святой Екатерины в русско-византийском стиле, под руководством Константина тона. При храме существовало общество вспоможение бедным, богадельня на 40 человек и детский приют на 20 мальчиков и 20 девочек.
В 36 году храм разобрали на кирпичи, а на его месте одним из старейших советских архитекторов Лазарем Марковичем Хидекелем, учеником Шагала и Малевича, был построен первый советский трехзальный кинотеатр Москва. Скульптурный фриз на здании кинотеатра выполнен скульптором Крестовским и как он говорил сам, на фризе нет вымышленных фигур, каждая изображает реального человека.
"На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трехэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в Республику ШКИД" - этими словами начинается книга Пантелеева и Белых. Авторы предпочли скрыть от читателей точный адрес этого старого дома но известно что речь идёт о здании находящемся на углу Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы. История дома необычна.
Сначала это был Доходный дом, потом в нем размещалось частное коммерческое училище для мальчиков, после революции "посеревший дом со слезящимися окнами" пустовал, пока в 1920 году здесь не обосновалась школа имени Достоевского, возглавляемая знаменитым Викниксором – Виктором Николаевичем Сорока-Росинским, ставшая известной на всю страну как Республика ШКИД. Со второй половине тридцатых годов и до войны здесь размещался обычный детский дом, эвакуированный в блокадном 42 и как оказалось так никогда и не вернувшийся обратно в этот старый дом. Здание заняла фабрика имени Володарского, которая, насколько знаю, расположена здесь и сейчас.
Петергофская дорога, частью которой является старо-петергофский проспект, основана в 1710 году по указу Петра чтобы соединить столицу с загородным императорскими резиденциями. Петр хотел чтобы путь к его резиденциям был не хуже дороги из Парижа в Версаль и радовал глаза многочисленными парадными усадьбами. В свойственной ему манере, он раздал участки земли вдоль дороги своим подданным приказал "Строить!". Им конечно же не оставалось ничего другого как взять под козырек.
Первые участки начали раздавать 1710 году и сначала это было практически повинностью, но в последствии дорога превратилась в престижное место где проживали богатейшие и приближенные к императорскому двору люди. Практически все усадьбы 18 века сохранились до тридцатых годов 20. Часть была снесена при застройке района новыми многоэтажными домами, сохранившиеся деревянные усадьбы были разобраны во время блокады на дрова, каменные, за редким исключением, разрушены во время жестоких боёв за Ленинград. Но кое-что всё-таки осталось.
Сразу по окончании строительства Обводного канала, на Петергофской дороге через него перекинули мост, разумеется Ново-Калинкин, слева за ним красные корпуса фабрики Треугольник. В 1860 году гамбургским купцом Краускопфом с компаньонами основано товарищество российско-американской резиновой мануфактуры под названием Треугольник. Кроме основной продукция- резиновых галош, также выпускались приводные ремни, трубы для газопроводов, клапана для насосов, медицинские инструменты и прочее, до конца 19 века завод был монополистом в этой отрасли. Во время Первой мировой Треугольник выпускал автомобильные покрышки, противогазные маски, артиллерийские буферы, после революции национализирован и продолжал работать под названием уже Красный Треугольник.
Сейчас частично руинирован, частично восстановлен, вроде бы все же сохранят.
Обводный канал служил границей города и у Ново-Клинкина моста стояли когда-то градские (Лифляндские, Триумфальные, Екатерингофские) ворота, т.е., въездные в город. Единственные, надо заметить, существовавшие "Новыя великолепныя из мармора и дикаго камня сооружаемыя ныне ворота, по Высочайшему Ея Императорского Величества, Государыни, Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II. повелению, при въезде из Петергофа в Петербург, по зади Калинкина моста, составят наибольшее всему городу украшение". Их разобрали, когда город расширил границы, что очень жаль.
На территории Красного Треугольника, как ни странно, дожил до наших дней хотя и с переделками построенный в 1760-х усадебный дом Строгановых –династия известных промышленников, государственных деятелей, меценатов, и сильно переделанные кордегардии. "В екатерининское время по левой стороне дороги у самых триумфальных ворот, стояла великолепная усадьба графа Строганова, с роскошнейшим английским садом, вековые дубы от которого еще уцелели посейчас в некоторых домах по Петергофскому проспекту, начиная с №20 до здания сухопутной таможни. На даче Строганова, на другой стороне сада, стоял большой каменный дом в два этажа, с бельведером. Он цел посейчас; в нем помещается трактир "Стрельна". В 1793 г. здесь жил старший сын герцога Бирона Петр, владетельный герцог Курляндский..." Пыляев. Что сейчас в здании не знаю.
Напротив довольно большой сквер с постройкой желтого цвета, украшенной белыми колоннами. Это остатки усадьбы Долинского (я так и не нашла, которого), один из образцов туалетной перестройки. После войны конюшню усадьбы (а это были конюшни) перестроили в туалет, а в суровые 90-е из туалета – в кафе (у нас много таких метаморфоз). До войны там был еще и фонтан...
Неожиданным и радостным уголком в рабочем районе предстает живописный комплекс Валаамского подворья. В начале века эта земля принадлежала Староладожскому Успенскому женскому монастырю. В 1910 году по проекту Василия Косякова был построен комплекс зданий объединяющий пятиглавую церковь в Московском стиле со звонницей и жилым домом, тогда же была построена колокольня с часовней в нижнем этаже. После революции Подворье было ликвидировано, в закрытом храме располагались швейная фабрика, потом мебельный комбинат, а при возвращении подворья церкви, Староладожский монастырь ещё не функционировал, поэтому передали Валааму.
Старо-Петергофский проспект несколько раз менял название и до революции, и после, 10 лет он был проспектом Юного Пролетария, а затем проспектом Газа. Иван Иванович Газа, потомственный пролетарий, большевик, секретарь Ленинградского горкома ВКПб, последний из похороненных на Марсовом поле. Он жил в этом доме. Это перестроенное под доходный дом здание фабрики консервов Азибера. В этом же доме в 18-19 годах жил художник Петр Филонов.
Старопетергофский упирается в площадь Стачек, и это уже следующая песня...
Р.S. все изображения из открытых источников интернета (да простят меня читатели, но совсем нет времени искать свои фото)