727 подписчиков

Уничтоженный некрополь Андроникова монастыря

Андроников, или Спасо-Андроников, монастырь — одна из древнейших обителей Москвы, которая, к сожалению, не пережила советского времени и ныне не действует в качестве монастыря. Сейчас на территории размещается Патриаршее подворье, действует музей имени Андрея Рублева и открыт Спасский собор, древнейший в городе (в качестве приходского храма).

Но территория приведена в порядок, а стены выбелены и слепят глаза на холме над Яузой. Сразу отмечу, что место расположения монастыря достаточно пустынное (хоть и была я там утром выходного дня), но при этом заметно какое-то огромное количество маргинальных личностей на квадратный метр по округе, так что, возможно, вечером в одиночку там лучше не ходить.

Но давайте, по традиции, начнем с истории монастыря.

Основал монастырь в 1357 году митрополит Киевский и Всея Руси Алексий, а первым игуменом обители стал ученик Сергия Радонежского — преподобный Андроник, по имени которого и стали называть это место.

Сразу отмечу, что после смерти Андроника в 1373 году его преемником стал Савва Московский. И после того, как земная жизнь игумена Саввы завершилась в 1410 году, он был похоронен вместе с Андроником, в Спасском соборе. В дальнейшем в иконографической традиции преподобных Андроника и Савву Московского обычно изображали рядом друг с другом.

Преподобные Андроник и Савва Московские, хромолитография конца XIX — начала XX вв.
Преподобные Андроник и Савва Московские, хромолитография конца XIX — начала XX вв.

Согласно преданию, в Андрониковом монастыре в 1371 году князь Дмитрий молился перед поездкой в Орду за ярлыком. А в 1380 году, после Куликовской битвы, в обители был отслужен благодарственный молебен и устроена панихида по павшим воинам, причем несколько сотен из них были похоронены тут же, на территории монастыря, в выдолбленных колодах. Так Андроников монастырь стал одной из древнейших московских скуделен (братской могилой).

Что касается Спасского собора, то первоначальный, деревянный вариант, сгорел уже в 1368 году. На его месте был выстроен новый собор, из плинфы (тонкого обожженного кирпича, традиции строительства из этого материала пришли к нам из Византии и характерны для домонгольского зодчества). К 1427 году собор был опять перестроен, и стал белокаменным. В его росписи принимал участие Андрей Рублев, но его фрески до наших дней дошли лишь в виде небольших фрагментов: за прошедшие века Спасский собор не раз реставрировался и достраивался.

Особенно, как и везде по Москве, в разграблении храма поусердствовали французы в 1812м. Иконостас вообще сожгли, барабан и глава Спасского собора обрушились. Но, после всех ремонтов, в 1917 году обитель выглядела вполне прилично.

Вид монастыря в 1883 году
Вид монастыря в 1883 году

Сразу после революции монастырь был закрыт. Сначала там, как и в Новоспасском монастыре, располагался концлагерь ВЧК и проводились массовые расстрелы. Потом в течение 6 лет размещалась колония для беспризорных детей, после устроили жилье для заводских рабочих...
В общем, "ничего нового".

К 1930м решили было снести монастырь, и начали соответствующие работы: разломали колокольню (вторую по высоте в городе после Колокольни Ивана Великого в Кремле), уничтожили монастырское кладбище. Справедливости ради замечу, что еще до революции некрополь не так чтобы был в идеальном состоянии. И хотя везде пишут, что-де вот, разорили некрополь, а там между прочим была могила Рублева, а они все разрушили и могилу потеряли... Но если мы откроем незаменимый источник сведений о некрополях начала ХХ века, то есть книгу А.Т. Саладина "Очерки истории московских кладбищ", то увидим, что он еще до революции писал:

"Старое кладбище монастыря сохранилось плохо, исчезли древние надгробные плиты, стерлись надписи с камней и затерялись могилы таких людей, память о которых продолжает жить и не умрет до тех пор, пока живет родное искусство.

К таким затерянным могилам принадлежат могилы иконописца Андрея Рублева и отца русского публичного театра Ф.Г. Волкова".

Хотя разрушили тоже немало, факт. Ну да подробнее о некрополе я еще напишу чуть ниже, а пока закончим с общей историей. После Великой Отечественной войны монастырь уже представлял собой достаточно жалкое зрелище, вдобавок (аж до 1956 года) в ветшающих зданиях продолжали жить люди. Однако неравнодушные люди начали бить тревогу, и уже в 1947 году было подготовлено обращение от Игоря Грабаря к правительству создать на территории Музей древнерусской живописи. И неожиданно Сталин согласился.

Но потом то одно, то другое. Потом Сталин умер, а Хрущев был слишком занят развенчанием культа личности, куда там до каких-то реставраций. В 1956 году в "Правде" появилось открытое письмо от Алпатова, Воронина, Лихачева и других специалистов по древнерусской культуре, которое поспособствовало началу хоть каких-то реставрационных работ. Но потом бывшему монастырю, скажем так, повезло: ЮНЕСКО объявило 1960 год "годом русского иконописца Андрея Рублёва". Алпатов и Герасимов написали еще одно открытое письмо. Тут уже некуда было деваться, разрешение на глобальную реставрацию и открытие музея были выданы.

Сейчас на территории бывшего монастыря размещены информационные щиты с фотографиями, рассказывающие об огромном труде, проделанном для восстановления этого места.

В 1985 году перед входом в монастырь появилась прекрасная скульптура О.К. Комова, изображающая Андрея Рублева. Замечу, что памятник Рублеву во Владимире тоже его работа.

Мне кажется исторической несправедливостью, что везде прославляют Рублева, а ведь он работал не один, был еще и иконописец Даниил Черный, современник Андрея Рублева, его напарник, и, по некоторым свидетельствам, даже его учитель. И тот же Спасский собор они расписывали вместе, да и Успенский собор во Владимире — тоже.

Они даже умерли примерно одновременно, в 1430 году, во время эпидемии чумы. И были похоронены рядом в монастыре, который расписывали вместе. И были утеряны в итоге обе могилы.

Памятник Андрею Рублеву
Памятник Андрею Рублеву

С 1989 года на территории монастыря начали проводить археологические раскопки, и в какой-то момент в подклете Спасского собора было найдено захоронение двух монахов, примерно 50 и 80 лет, которое было идентифицировано как могилы Андрея Рублева и Даниила Черного. Но это не точно.

Тогда же были найдены останки (предположительно) первых настоятелей, Саввы Московского и Андроника. Но тут предполагать несколько проще, не так много времени прошло: до революции их мощи располагались в том же соборе.

Рака с мощами Андроника и Саввы до революции, Спасский собор
Рака с мощами Андроника и Саввы до революции, Спасский собор

Не так давно на территории поставили камень в память о захоронении Андрея Рублева, в рандомном месте. О Данииле Черном напоминает только старая табличка на соборе.
Создается впечатление, что этот самый камень — не стремление сохранить историческое наследие, а рекламный ход и желание привлечь внимание к музею.

И сразу о музее.
Хоть он и посвящен памяти Андрея Рублева, но его работ там НЕТ. Ни одной. Есть лишь копия "Троицы". Опять какая-то реклама на пустом месте. В целом музей достаточно интересен, если вы интересуетесь древнерусской иконописью, но Музей русской иконы на Таганке более обширен. Ну и стоимость за вход тоже немаловажна: здесь вы заплатите 390 рублей, а там — бесплатно.

Но в целом не сказала бы, что деньги и время были потрачены зря. Прежде всего, любой музей — это возможность сохранить для потомков историю. И инициатор, архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, спас созданием музея весь монастырь, объявив его "историко-архитектурным заповедником". Усилиями первых работников спасались произведения древнерусского искусства, которые вывозились из разрушаемых или разрушающихся храмов в годы владычества атеизма. Когда музей был открыт, 21 сентября 1960г., то его коллекция насчитывала всего 317 экземпляров. Сейчас в коллекции более 20 тысяч икон, скульптур, фресок, рукописей.

Музей разместился в ярусной церкви Архангела Михаила, которая была надстроена в 1689-1690 гг. над трапезной монастыря.

Также отмечу, что в музейном магазине достаточно неплохая подборка литературы по теме иконописи, храмовой архитектуры и пр., хотя я в итоге так ничего себе и не подобрала.

Отдельно покажу обнаруженное в одном из музейных коридоров надгробие XV века из Твери, с нетипичным рисунком-древом.

Надгробие конца XV в., Тверь
Надгробие конца XV в., Тверь

Однако не только музей располагается в этой церкви.
На стене здания висит табличка:

Мемориальная табличка на церкви Архангела Михаила
Мемориальная табличка на церкви Архангела Михаила

Церковь была выстроена по желанию Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I и матери его сына Алексея (еще два сына умерли в младенчестве). В 1689 году она только обвенчалась с будущим императором, и три первых года брака вышли удачными. Это потом Петр охладел к жене и увлекся Алисой Монс. В итоге Евдокии пришлось уходить в монастырь, где она и провела остаток своих дней.

Но в годы возведения церкви Евдокия Федоровна была, так сказать, "на пике славы". Ее захудалый, но многочисленный род (отец при дворе Алексея Михайловича числился стряпчим) получил боярство. Опала к роду пришла вслед за опалой последней русской царицы, но, тем не менее, церковь была выстроена и стала родовой усыпальницей Лопухиных.

В мае 1691 года в усыпальнице появилось первое захоронение — матери Евдокии Федоровны. В 1713 году там же был похоронен и отец царицы, Илларион (Федор) Аврамович Лопухин. К счастью, не дожили родители до громкого дела, связанного с попыткой их внука, царевича Алексея, совершить государственный переворот и отобрать престол у отца. Алексей Петрович был казнен как изменник в Петропавловской крепости, не поздоровилось и его сподвижникам. В числе прочих лишился головы и дядя Алексея, брат Евдокии Федоровны, — 8 декабря 1718 года Аврааму Федоровичу Лопухину отрубили голову.

Причем тело его, брошенное на месте казни, разрешили убрать лишь 21 марта 1719 года, а посаженная на шест голова оставалась на своем месте аж до 10 июля 1727 года (!) После чего останки Лопухина "воссоединились" всё в той же семейной усыпальнице.

Спасский собор на переднем плане, за ним церковь Архангела Михаила
Спасский собор на переднем плане, за ним церковь Архангела Михаила

Свободного входа в усыпальницу нет, да и снимков в сети я не нашла, — не понятно, как в наше время выглядит это место. В целом в самой усыпальнице и повсюду на монастырском кладбище было похоронено около 40 представителей рода Лопухиных.

Упомяну еще захоронение Марии Ивановны Лопухиной (1779-1803), чей портрет, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским, до сих пор является самым известным его произведением. Юную Марию на этом портрете даже называют "русской Моной Лизой".
Старшая из дочерей графа Ивана Андреевича Толстого, Мария Ивановна вышла замуж за одного из рода Лопухиных (скорее всего портрет был написан как подарок к свадьбе от родителей), но, к сожалению, вскоре скончалась от чахотки.

Портрет М. И. Лопухиной, В.Л. Боровиковский, 1797г.
Портрет М. И. Лопухиной, В.Л. Боровиковский, 1797г.

На территории Андроникова монастыря расположен кенотаф в память о Федоре Григорьевиче Волкове (1729-1763). Как я уже цитировала А.Т. Саладина выше, могила Волкова была утеряна еще до революции. Надгробие-кенотаф установили в 1960 году.

Однако, по последним данным, Федор Григорьевич вообще был похоронен на кладбище другого монастыря — Златоустовского, от которого в принципе почти ничего не сохранилось.

Те не менее, раз кенотаф здесь, в Андрониковом, то напишу пару слов о Волкове. Он считается одним из основоположников профессионального российского театра, наряду с поэтом Сумароковым. По иронии судьбы могила Сумарокова тоже была утеряна, только на кладбище Донского монастыря (о чем я буду еще писать, никак не соберусь дописать еще пару очерков о Донском).

Во времена молодости Федора Волкова театральные представления, конечно, давно существовали, но они носили скорее "частный" характер. Увлекшись театральными представлениями, Волков отказался от наследственных заводов в пользу брата и весь отдался изучению сценического дела. А потом начал давать публичные представления в Ярославле. Конечно не все шло гладко, спектакли срывались непривычными и даже негодующими жителями, но все-таки дело потихоньку пошло, и уже через полгода специально для представлений Волкова был выстроен первый в России публичный театр, тогда еще простенький и деревянный. Он открылся 7 января 1751 года трагедией Сумарокова "Хорев".

Вскоре о театре прослышала Елизавета Петровна и уже через год вызвала Волкова и его труппу в Петербург. Итогом стало то, что 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден "Русский для представления трагедий и комедий театр", ныне Александринский, старейший театр России. Первым директором театра стал Сумароков, позже на посту его сменил Федор Волков. В 1762 году Федор и брат его Григорий, тоже задействованный в театральной труппе, были удостоены дворянства по приказу Екатерины II.

К сожалению, творческое наследие Федора Григорьевича Волкова, как и его могила, до наших дней не сохранилось, а ведь он сам не только играл на сцене любимого детища, но и написал около 15 пьес.

Кроме этого кенотафа, на территории практически нет упоминаний о том, что здесь когда-то был обширный некрополь. Так, пара-тройка надгробий, раскиданных в разных местах. Отмечу еще кенотаф Ивана Логгиновича Медведникова (1807-1889). В отличие от Волкова, Медведников точно был похоронен здесь, только неизвестно — где именно.

Происходил Иван Логгинович из старообрядческой семьи, а его предки, донские казаки, покорявшие Сибирь и Аляску, были одними из тех, кто основал Иркутск. Сколотив состояние на торговле, Медведников основал и поддерживал финансово приют в Иркутске, занимался и прочей благотворительностью.

Когда он в 1850х перебрался с супругой в Москву, то строил больницы, храмы и гимназии до конца дней своих. А после смерти супруги, Александры Ксенофонтовны, которая пережила мужа на 10 лет, по завещанию на содержание больниц, церквей и приютов Москве отошло 5 миллионов рублей, и еще 2 миллиона — на прочие благотворительные цели. Сейчас это кажется странным, но в те времени деньги не были "распилены", а распределены между нуждающимися.

Кенотаф И.Л. Медведникова
Кенотаф И.Л. Медведникова

Монастырская территория к началу ХХ века постепенно стала одним сплошным кладбищем. Здесь были похоронены участники Семилетней войны и Отечественной войны 1812 года. Здесь хоронили представителей таких фамилий, как Орловы, Нарышкины, Трубецкие, Бахметьевы, Головины, Демидовы. Над усыпальницей купцов Молчановых была выстроена небольшая часовня в честь св. Евграфа Мученика.

Художественных надгробий при таком обилии знатных фамилий конечно же хватало, и при разрушении некрополя с десяток таких надгробий даже удалось спасти. Сначала они были перевезены в некрополь Донского монастыря, а после скрыты в подвалах музея им. А.В. Щусева. Хотелось бы мне, чтобы музей однажды показал все те непревзойденные вещи, которые там хранятся!.. В числе прочих это были работы П.И. Витали. А.Т. Саладин описал две его работы:

"...находится гробница девицы графини Анны Марковны Булгари (ум. 1841г.), с беломраморным барельефом работы Витали. Гений смерти сидит с опрокинутым пылающим факелом, указывая левой рукой на урну.

...С левой стороны собора разрушается памятник на могиле князя И.Д. Трубецкого (ум. 1831г.), тоже работы Витали, о чем свидетельствует уже с трудом разбираемая надпись на пьедестале: "Сочинил и из камня высекал Иван Витали 1833г." Это прекрасно исполненная из серого камня большая группа Веры и Надежды, совершенно одинаковая с такою же группою, отлитою из металла на могиле Бекетова в Новоспасском монастыре. Время и дожди покрыли группу темно-серым налетом, некоторые части разъединились, мелкие детали стерлись".

Надгробие А.М. Булгари, работа Витали
Надгробие А.М. Булгари, работа Витали

Я практически закончила этот опус, осталось лишь рассказать о небольшом лапидарии, обнаруженном у противоположной от входа стены. К сожалению, вход туда был закрыт, а в музее висела информация, что экскурсии туда водят только по средам, в 17 часов. Это что-то для тех, кто не работает.
Попробую при случае попасть туда во время какого-нибудь отпуска.

Частично здесь находятся надгробия, найденные при раскопках на монастырской территории, частично — надгробия из исчезнувшего Георгиевского монастыря. Упразднен он был еще в XIX веке, т.к. слишком сильно пострадал во время войны 1812 года, а оставшиеся церкви доломали уже в советское время. И вот в 1949 году, строя школу на месте тех церквей, нашли 18 надгробий XVII-XIX вв. Их перенесли в Андроников монастырь. Потом, в 1990х, нашли еще несколько саркофагов XVIII века, и тоже перенесли.

Судя по еще совсем недавним снимкам посетителей, все эти надгробия долгое время лежали вдоль стен или располагались под небольшим навесом, и совсем недавно их закрыли под стекло (так что снимки выше оставляют желать лучшего) и начали водить экскурсии.

Те фрагменты, принадлежность которых удалось определить, аккуратно подписаны. Так, читаешь имена Марфы Ивановны Головиной (1654г.), Андрея Афанасьевича Барднишлева (1679г.), Прасковьи Юрьевны Клешниной (1615г.), Анны Ивановны, дочери стольника Ивана Андреевича Большого-Вельяминова (1680е гг.), Аксиньи Богдановны, жены того же стольника (1676г.), инока Васияна Ракова (1543г.), Ивана Ивановича Смирнова (1798г.), князя Ивана Никитича Шаховского (1743г.), Надежды Ивановны Огаревой (1670г.) и других.

В завершение — еще несколько разных видов Андроникова монастыря.
И спасибо за внимание.