Найти тему
Denis Minchenkov

Обзор объектива Voigtlander 21mm 1.4 Nocton Aspherical VM

Всем привет! Сегодня хочу рассказать вам про ещё один великолепный объектив от Voigtlander (Обзор на Voigtlander Nokton 35mm 1.2 SE E-mount), за который инженеры компании явно получили премию в виде ящика саке в конце квартала. Речь пойдет о Voigtlander 21mm 1.4 Nocton Aspherical VM.

Герой обзора - объектив Voigtlander 21mm f1.4.
Герой обзора - объектив Voigtlander 21mm f1.4.

История его приобретения не может соперничать с сюжетами фильмов Кристофера Нолана, но все же. После покупки 35мм от Фойтов я быстро осознал, что жизнь без широкого угла не может считаться полноценной. Тем более, в одном фото магазине Москвы на тот момент были дикие скидки на продукцию бренда, и упускать такой шанс было бы грешно. Выбор оказался сложный, ведь под нужную категорию попадало сразу три объектива Voigtlander.

Итак, список претендентов на покупку:

- 21mm 3.5 Color Skopar aspherical VM,
- 15mm 4.5 Super Wide Heliar aspherical III VM,
- 21mm 1.4 Nocton aspherical VM.

Если вы шарите за тему, то наверняка сможете прочувствовать всю тяжесть выбора. Каждый из них по-своему великолепен, особенно новый 21mm 3.5, который подкупает своим винтажным видом и крохотными размерами. Лично для меня, габариты оптики для M-mount являются одним из самых важных факторов. Поэтому внятно объяснить покупку самого большого объектива из всех вариантов я вам не смогу. Возможно, клюнул на светосилу, хотя для широкоугольной оптики это определенно не самый важный параметр.

Voigtlander 21mm f1.4, вид сверху.
Voigtlander 21mm f1.4, вид сверху.

Но выбор был сделан, и этот металлический монстр оказался у меня. Это звание объектив получает не только за свой весьма солидный вес в категории (480 грамм), но и за качество сборки. Все знают, что Voigtlander – это только металл и стекло, но здесь тактильные ощущения возведены до уровня Олимпа и могут смело конкурировать с продукцией Leica и возможно даже превосходят её. (Только не кидайтесь камнями за крамолу!)

Большое и удобное кольцо фокусировки хочется крутить туда-сюда без остановки, просто для удовольствия. А для описания эмоций от кликов диафрагмы одних печатных слов будет явно недостаточно. Не даром на сайте производителя у объектива в его основных характеристиках честно указано: «Extremely solid construction». Спорить с этим real бессмысленно, this is эктсримли кул щит.

Куда же без красной точки, да?)
Куда же без красной точки, да?)

Компания также проделала серьёзную работу с начинкой объектива. У меня был его предок 21mm 1.8 и, честно говоря, он не особо впечатлял. Да, достаточно светлый, в меру компактный, но каких-то уникальных моментов там не было. Здесь же совсем другой разговор: мощный корпус скрывает в себе 13 элементов, среди которых, помимо асферических и низкодисперсных, присутствует и плавающий! Настоящий оптический фулл хаус, который гарантирует топовые характеристики на всех дистанциях фокусировки.

Дополнительные очки визуальной крутизны объективу добавляет бленда необычной формы, которую при этом весьма тяжело использовать с поляризационным фильтром. Слегка приоткрою карты – Voigtlander 21mm 1.4 Nocton обладает феноменальной устойчивостью к контровому свету, поэтому вряд ли вы будете часто устанавливать ее.

Бленда Voigtlander 21mm 1.4 c нестандартной формой.
Бленда Voigtlander 21mm 1.4 c нестандартной формой.

Перетерев за внешний вид, переходим к неизбежному – процессу съемки. Здесь положительные впечатления от объектива продолжают только усиливаться. На моей памяти это реально самый резкий представитель широкоугольных линз. Если вы осмелитесь закрыться хотя бы до f/2.0(!!!), то сразу получите достаточную резкость ПО ВСЕМУ полю кадра. Да, даже в углах. Это не шутки, господа! Посмотрите на эти примеры, результат на лицо. Невероятные показатели, единственное, что омрачает ситуацию – наличие сильного виньетирования минимум до f/2.8.

Voigtlander 21mm 1.4. Диафрагма f/1.4. Можем наблюдать сильную виньетку, невероятную резкость в центре и немного размытые края кадра.
Voigtlander 21mm 1.4. Диафрагма f/1.4. Можем наблюдать сильную виньетку, невероятную резкость в центре и немного размытые края кадра.
Кроп кадра на f/1.4. Слева - край кадра, справа - центр.
Кроп кадра на f/1.4. Слева - край кадра, справа - центр.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.
Кроп кадра на f/2. Резкость по краю уже не сильно уступает центру!
Кроп кадра на f/2. Резкость по краю уже не сильно уступает центру!
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/2.8
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/2.8

Здесь Voigtlander 21mm 1.4 Nocton выступает в своей лиге. Если у других объективов нужно закрывать диафрагму для повышения резкости и уменьшения виньетирования, то здесь только для второго пункта) Примерно с f/4.0 виньетка становится не особо настойчивой, но полностью избавиться от нее возможно только программно. По факту у нас всегда есть бритвенно резкий ширик на 2.8 с возможностью открыться до f/1.4 для внештатных ситуаций.

Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/1.4.
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/1.4.
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/4.0.
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/4.0.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.8, чб для драматизма.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.8, чб для драматизма.

Так вышло, что в один прекрасный солнечный день этой зимой в -18 градусов мне приспичило прогуляться до набережной, предусмотрительно захватив с собой древнюю Sony A7M2 и героя обзора. Помимо живописных кадров со скованной льдом Москвы-реки, я получил отличную возможность проверить Voigtlander 21mm 1.4 на устойчивость к контровому свету.

Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/16.
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/16.
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Как видите, солнце специально оказалось в самом ужасном месте, но никаких бликов или засветов!
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Как видите, солнце специально оказалось в самом ужасном месте, но никаких бликов или засветов!
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Солнце опять в неудачном месте, но мы получаем совсем небольшой блик по краю. Надеюсь, что отважные утки не замёрзли в тот день.
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Солнце опять в неудачном месте, но мы получаем совсем небольшой блик по краю. Надеюсь, что отважные утки не замёрзли в тот день.

Итак, с резкостью и устойчивостью ко всяким пакостям мы разобрались, победа остается за объективом. Идём дальше, чтобы проверить еще один важный момент для широкоугольника  – дисторсию. Предыдущие оптические достижения Voigtlander 21mm 1.4 явно намекают, что и здесь все будет по высшему классу. Давайте посмотрим на результаты. Если что, никакой программной коррекции, только сырые jpeg с камеры.

Voigtlander 21mm 1.4, f/2.0. При большом желании можно рассмотреть минимальные искажения линий здания в нижних углах кадра.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.0. При большом желании можно рассмотреть минимальные искажения линий здания в нижних углах кадра.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.0. Еще один скучный кадр, который демонстрирует нам околонулевые показатели дисторсии объектива.
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.0. Еще один скучный кадр, который демонстрирует нам околонулевые показатели дисторсии объектива.

Этот раунд опять за японскими инженерами и их произведением оптического искусства. Впереди маячит соблазн проверить объектив на простые человеческие радости размытия и возможности портретной съемки, ведь светосила Voigtlander 21mm способствует этим занятиям! Ожидать от широкоугольного объектива каких-то портретных свойств и безумного размытия – занятие сомнительное, но он всё-равно умудряется держаться бодрячком!

Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Объем и отделение Паши от фона на месте!
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Объем и отделение Паши от фона на месте!
Voigtlander 21mm 1.4. f/1.4, минимальная дистанция фокусировки.
Voigtlander 21mm 1.4. f/1.4, минимальная дистанция фокусировки.
Voigtlander 21mm 1.4 f/1.4. МДФ в 0.7 метра не позволяет залезть в душу, но поснимать кофеёк – без проблем!
Voigtlander 21mm 1.4 f/1.4. МДФ в 0.7 метра не позволяет залезть в душу, но поснимать кофеёк – без проблем!

Скорее всего, у вас уже созрел резонный вопрос: почему в конце марта я должен рассматривать зимние кадры? Каюсь, к спонтанной покупке добавилась и такая же продажа. Еще зимой объектив ушёл к новому владельцу, и я сейчас реально испытываю некоторое сожаление от его продажи. Это великолепное стекло с самыми навороченными технологиями, единственная расплата за которые – вес и габариты. Внезапная разлука привела к небольшому количеству отснятого материала на Voigtlander 21mm 1.4. На тот момент у меня еще не было плёночной Leica M, а сейчас я понимаю, что их союз мог быть весьма грандиозным! Эх, если бы не размеры, которые нивелируют одну из главных фишек дальномерных систем – компактность... Не совсем представляю, как можно целый день ходить с килограммом на шее. Sad but true.

Размеры Voigtlander 21mm 1.4 Nocton и виньетка на открытой диафрагме – это единственные минусы объектива. Но было бы странно ожидать, что такие выдающиеся оптические характеристики можно будет запихнуть в маленький корпус. Показатели резкости на любом расстоянии и диафрагме находятся в высшей лиге, до которой тяжело дотянутся большинству конкурентов. Устойчивость к бликам на таком же уровне, как и дисторсия. По факту, это лучшие мануальные 21мм, которые вы можете поставить на свою M-систему или БЗК через переходник. Не стоит забывать, что существует и версия для Sony E-mount с уменьшенной до 50 см МДФ и наличием электронных контактов.

Напоследок сухая выдержка из плюсов и минусов Voigtlander 21mm 1.4 Nocton Aspherical VM.

Плюсы:
- высочайшие показатели резкости на всех значениях диафрагмы по всей площади кадра,
- редкое сочетание фокусного расстояния и высокой светосилы,
- минимальная дисторсия,
- отсутствие color shift,
- высокая устойчивость к контровому свету,
- вес – это надежность,
- Extremely solid construction.

Минусы:
- внушительные габариты и вес по меркам M-mount систем,
- сильное виньетирование на показателях диафрагмы до f/4.0.

Мой телеграм-канал, посвященный обзорам фототехники