Найти тему

#АРТ. Модель памятника императору Александру II, 1870г. Иоганн фон Гальбиг

Если вы будете посещать музей Академии художеств, находясь на 2-ом этаже, обратите внимание на модель памятника императору Александру II, за авторством немецкого скульптора Иоганна фон Гальбига (1814 - 1882). Темой модели памятника стала великая реформа царя-Освободителя, упразднившая крепостное право в России. А судя по расположению фигур - оглашение Манифеста об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года и дарование свобод народу, благоволящего своему императору.

Модель памятника императору Александру II, 1870г, гипс, дерево, фото автора статьи
Модель памятника императору Александру II, 1870г, гипс, дерево, фото автора статьи

Иоганн родился в Баварии, в семье скульптора, с ранних лет демонстрировал наличие художественного таланта - хорошо рисовал, мастерски лепил из глины и увлекался резьбой по дереву. Он какое-тов время обучался в Политехнической школе, был помощником в Королевской академии изящных искусств при немецком скульпторе Эрнсте Майере (1796-1844), изучал и копировал произведения художников античности и эпохи Возрождения, находясь в Италии, сам, как скульптор, создавал группы, конные статуи, изображения животных (львы, крылатые сфинксы), портретные бюсты и произведения для церкви. Большинство его работ сохранны на немецкой земле, но многие заказы были выполнены и для России.

Модель памятника императору Александру II, 1870г, гипс, дерево, фото автора статьи
Модель памятника императору Александру II, 1870г, гипс, дерево, фото автора статьи

Какие работы немецкого скульптора вы могли видеть?

  • Во-первых, фигуры, украшающие фасад музейного здания Нового Эрмитажа в Санкт - Петербурге. Выполнение этого заказа (12 фигур) стало возможных благодаря знакомству с мюнхенским придворным архитектором Лео фон Кленце, который и проектировал новое музейное здание по заказу императорского двора. Лео фон Кленце заказал модели скульптур Рафаэля, Тициана и Рубенса. Гальбиг, как художник, прорабатывал маленькие модели и поставлял их из Мюнхена в Петербург, а в Петербурге скульптуры В.И. Демут-Малиновский, А.И Теребенев, Д.И.Иенсен, И,И. Реймерс и К.А. Клейн выполняли их в натуральную величину и только потом их выплавляли из цинка-сырца (шпиатра) на фабрике Вильгельма Андреевича Крумбюгеля.
В наши дни на фасаде Нового Эрмитажа установлены копи, а вот исторические, оригинальные фигуры из хрупкого  можно увидеть при посещении залов РХЦ "Старая Деревня" , фото из открытых источников
В наши дни на фасаде Нового Эрмитажа установлены копи, а вот исторические, оригинальные фигуры из хрупкого можно увидеть при посещении залов РХЦ "Старая Деревня" , фото из открытых источников

Про фасады Нового Эрмитажа можно прочесть в статье ниже:

  • Во - вторых, именно Иоганном фон Гальбигом были разработаны скульптурные модели фигур для портика юного фасада здания - да, да ... 10-ть атлантов, вытесанные из серого сердобольского гранита, были выполнены по эскизам Кленце и моделям Гальбига.
Величественные атланты Нового Эрмитажа, фото автора
Величественные атланты Нового Эрмитажа, фото автора
  • В-третьих, это работы из мрамора. Прекрасной работой является бюст великой княгини Елены Павловны, выполненный в 1856 году, в настоящее время находящийся в собрании Русского музея.
Мраморный бюст великой княгини Елены Павловны, 1856г., Иоганн фот Гальбиг, фото из открытых источников
Мраморный бюст великой княгини Елены Павловны, 1856г., Иоганн фот Гальбиг, фото из открытых источников

Кстати, великая княгиня Елена Павловна (1806-1873, до православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга младшего сына Павла I - великого князя Михаила Павловича, хозяйка Михайловского дворца) выступала покровительницей Николая Алексеевича Милютина (1818-1872) - государственного деятеля Российской империи, одного из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года, предоставляя ему доступ к высшим должностным лицам Империи и Государю. У себя на вечере она представила Милютина Императрице и дала ему возможность провести с ней длительный разговор об освобождении крестьян; познакомила его с князем Горчаковым; подготовила в феврале 1860 года у себя в Михайловском дворце встречу и длинный разговор Милютина с Императором о трудах Редакционной комиссии. Соотечественники великой княгини отмечали её «...главной и, во всяком случае, первой пружиной освобождения крестьян...». За свою деятельность по освобождению крестьян великая княгиня получила почётное прозвание в обществе «Princesse La Liberte» и была награждена Императором золотой медалью «Деятелю реформ».

И бюст императора Александра II, выполненный в 1870-х годах, который в наши дни можно увидеть при посещении Главного Штаба

Мраморный бюст Александра II, 1870-е., Иоганн фот Гальбиг, фото из открытых источников
Мраморный бюст Александра II, 1870-е., Иоганн фот Гальбиг, фото из открытых источников

А памятник царю - Освободителю реализован не был, так и остался в качестве модели...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

#история #архитектура #живопись #скульптура #искусство #петербург #мрамор #модели "атланты "новый_эрмитаж #эрмитаж #академия #россия #империя #скульптор #музей #культура #макеты #достояние