Если вы будете посещать музей Академии художеств, находясь на 2-ом этаже, обратите внимание на модель памятника императору Александру II, за авторством немецкого скульптора Иоганна фон Гальбига (1814 - 1882). Темой модели памятника стала великая реформа царя-Освободителя, упразднившая крепостное право в России. А судя по расположению фигур - оглашение Манифеста об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года и дарование свобод народу, благоволящего своему императору.
Иоганн родился в Баварии, в семье скульптора, с ранних лет демонстрировал наличие художественного таланта - хорошо рисовал, мастерски лепил из глины и увлекался резьбой по дереву. Он какое-тов время обучался в Политехнической школе, был помощником в Королевской академии изящных искусств при немецком скульпторе Эрнсте Майере (1796-1844), изучал и копировал произведения художников античности и эпохи Возрождения, находясь в Италии, сам, как скульптор, создавал группы, конные статуи, изображения животных (львы, крылатые сфинксы), портретные бюсты и произведения для церкви. Большинство его работ сохранны на немецкой земле, но многие заказы были выполнены и для России.
Какие работы немецкого скульптора вы могли видеть?
- Во-первых, фигуры, украшающие фасад музейного здания Нового Эрмитажа в Санкт - Петербурге. Выполнение этого заказа (12 фигур) стало возможных благодаря знакомству с мюнхенским придворным архитектором Лео фон Кленце, который и проектировал новое музейное здание по заказу императорского двора. Лео фон Кленце заказал модели скульптур Рафаэля, Тициана и Рубенса. Гальбиг, как художник, прорабатывал маленькие модели и поставлял их из Мюнхена в Петербург, а в Петербурге скульптуры В.И. Демут-Малиновский, А.И Теребенев, Д.И.Иенсен, И,И. Реймерс и К.А. Клейн выполняли их в натуральную величину и только потом их выплавляли из цинка-сырца (шпиатра) на фабрике Вильгельма Андреевича Крумбюгеля.
Про фасады Нового Эрмитажа можно прочесть в статье ниже:
- Во - вторых, именно Иоганном фон Гальбигом были разработаны скульптурные модели фигур для портика юного фасада здания - да, да ... 10-ть атлантов, вытесанные из серого сердобольского гранита, были выполнены по эскизам Кленце и моделям Гальбига.
- В-третьих, это работы из мрамора. Прекрасной работой является бюст великой княгини Елены Павловны, выполненный в 1856 году, в настоящее время находящийся в собрании Русского музея.
Кстати, великая княгиня Елена Павловна (1806-1873, до православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга младшего сына Павла I - великого князя Михаила Павловича, хозяйка Михайловского дворца) выступала покровительницей Николая Алексеевича Милютина (1818-1872) - государственного деятеля Российской империи, одного из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года, предоставляя ему доступ к высшим должностным лицам Империи и Государю. У себя на вечере она представила Милютина Императрице и дала ему возможность провести с ней длительный разговор об освобождении крестьян; познакомила его с князем Горчаковым; подготовила в феврале 1860 года у себя в Михайловском дворце встречу и длинный разговор Милютина с Императором о трудах Редакционной комиссии. Соотечественники великой княгини отмечали её «...главной и, во всяком случае, первой пружиной освобождения крестьян...». За свою деятельность по освобождению крестьян великая княгиня получила почётное прозвание в обществе «Princesse La Liberte» и была награждена Императором золотой медалью «Деятелю реформ».
И бюст императора Александра II, выполненный в 1870-х годах, который в наши дни можно увидеть при посещении Главного Штаба
А памятник царю - Освободителю реализован не был, так и остался в качестве модели...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#история #архитектура #живопись #скульптура #искусство #петербург #мрамор #модели "атланты "новый_эрмитаж #эрмитаж #академия #россия #империя #скульптор #музей #культура #макеты #достояние