Найти тему

Новый Эрмитаж. Красоты фасадов здания

Знали ли вы, что у истоков коллекционирования в России произведений выдающихся мастеров искусства среди российский правителей стояла императрица Екатерина II?! Проявляла неподдельный интерес к прекрасному и высокому, следила за тенденциями, при участии своих представителей и посредников активно участвовала в торгах, не жалела средств на приобретение. Под быстро и постоянно растущую коллекцию, основу которой составляли картины голландских и фламандских мастеров, необходимо было отдельное место хранения. Так по инициативе императрицы началось возведение Малого Эрмитажа (годы строительства 1764 -1775), но этого задания было недостаточно, и приступили к строительству Большого Эрмитажа (годы строительства 1771 -1787). Шли годы... и этого оказалось мало...

Здание Нового Эрмитажа, вид на Миллионную улицу, тут и далее фото автора, июль 2023г.
Здание Нового Эрмитажа, вид на Миллионную улицу, тут и далее фото автора, июль 2023г.

Так в 1842 году по инициативе императора Николая I, кстати тоже страстного и увлеченного коллекционера (в частности - оружие, фарфоровые и каменные (малахитовые) вазы), началось возведение Нового Эрмитажа. Стройка в неогреческом стиле затянулась на 10-ть лет, велась по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце (1784-1864гг.).

Обратите снимание на элементы декора фасада - скульптуры, широкий растительный фриз и оригинальные аллегорические терракотовые барельефы (которые я для себя приметила только в этом году), изображающие попеременно то Гения Славы, то гения какого-либо ремесла: Мастерства золотых дел, Рисования, Резьбы медалей, Резьбы на камне, Исторической живописи, Священной живописи, Гравирования, Ваяния, Чугунного литья

Листаем!

Несомненно, самым значимым элементом здания Нового Эрмитажа был и остаётся портик со скульптурами атлантов

Портик Нового Эрмитажа. В десяти исполинских фигурах, высеченных из сердобольского гранита русскими каменотёсами, незримо присутствует великое наследие мастеров Эллады, отсылая нас к прообразам этих фигур из храма Зевса в Акраганте, которые Лео фон Кленце увидел в 1823—1824 годах, во время своего путешествия по Сицилии
Портик Нового Эрмитажа. В десяти исполинских фигурах, высеченных из сердобольского гранита русскими каменотёсами, незримо присутствует великое наследие мастеров Эллады, отсылая нас к прообразам этих фигур из храма Зевса в Акраганте, которые Лео фон Кленце увидел в 1823—1824 годах, во время своего путешествия по Сицилии

Ну, согласитесь, увиденное не оставляет равнодушным, впечатляет и даже завораживает?!..

Листаем!

Не поленитесь - обойдите здание вокруг, обратите внимание на скульптуры фасада - их 28! Лео фон Кленце настоял на том, чтобы скульптуры были отлиты из цинкового сплава - шпиатра. Он пластичен и дает благородный матово-серый оттенок: скульптура не мешает восприятию архитектуры. Но не учли (а скорее всего просто тогда еще не знали), что цинк на открытом воздухе постепенно деструктурируется, становится хрупким и скульптура может рассыпаться. Фигуры полые внутри, но тяжелые - под 800 кг.

24 августа 1950 года скульптурная фигура Рубенса упала с 12-метровой высоты и разбилась на сотни небольших фрагментов. Все осколки-фрагменты собрали и сохранили, так как долгие годы не было однозначного решения что же с ними делать... В 2016 году были завершены непростые реставрационные работы - фигуру восстановили, заменив недостающие элементы сеткой-каркасом. Увидеть данную реставрацию можно в холле РХЦ "Старая Деревня"
24 августа 1950 года скульптурная фигура Рубенса упала с 12-метровой высоты и разбилась на сотни небольших фрагментов. Все осколки-фрагменты собрали и сохранили, так как долгие годы не было однозначного решения что же с ними делать... В 2016 году были завершены непростые реставрационные работы - фигуру восстановили, заменив недостающие элементы сеткой-каркасом. Увидеть данную реставрацию можно в холле РХЦ "Старая Деревня"

В 2003 году на фасаде Нового Эрмитажа была установлена копия фигуры Рубенса, выполненная также из пластичного, но более долговечного материала - из бронзы. Эксперимент был признан успешным и до 2015 года была выполнена программа замены скульптур с фасадов Нового Эрмитажа на бронзовые копии. Надо отметить, что фигуры из бронзы обладают меньшим весом - до 250 кг.

А оригинальные, исторические фигуры сегодня можно увидеть при посещении залов РХЦ "Старая Деревня"

Оригинальные, исторические фигуры с фасадов Нового Эрмитажа, фото с сайта Эрмитажа
Оригинальные, исторические фигуры с фасадов Нового Эрмитажа, фото с сайта Эрмитажа

Порой стремясь побыстрее попасть в музей, увидеть определенную коллекцию или собрание, мы порой не обращаем внимание на само здание..., а ведь это тоже уже история и искусство, достойные нашего с вами внимания! Будьте внимательны, обращайте внимание на детали, это так интересно!

Делитесь в комментариях - фасады каких зданий Петербурга вас привлекают?!

Вам будет интересно узнать про:

Ставьте "лайк, подписывайтесь на канал - впереди нас ждут новые путешествия и истории!

#эрмитаж #новый_эрмитаж #фасад #история #коллекция #архитектура #искусство #атланты #гранит #спб #петербург