Недавно в сочинениях ЕГЭ разрешили ссылаться на аниме, манги и сюжеты игр.
Теперь для обоснования своего мнения в сочинении (критерий К4) необязательно обращаться к Достоевскому или вспоминать Тургенева при малейшем упоминании отцов и детей.
Помимо примера из собственного опыта, высказывания известных личностей, отсылки к историческим событиям, можно ссылаться на любимые произведения, в том числе на аниме, мангу, комиксы и сюжеты компьютерных игр.
Но как же относиться к такому нововведению, а главное, как правильно ввести такой нестандартный аргумент в свое сочинение?
Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Многие учителя скептически относятся к такому виду жанров.
Родители, в свою очередь, беспокоятся, что дети перестанут читать русскую классическую литературу ,например М. Лермонтова, А. Пушкина , М. Булгакова , или не будут знать такие произведения как “Герой нашего времени”, “Евгений Онегин”, “Мастер и Маргарита” и др.
💡 Как убедить людей и ,в том числе себя, в равнозначности такого аргумента ? Именно об этом и пойдет речь в данной статье.
Давайте посмотрим на конкретные примеры.
Обоснование своего мнения в сочинении ЕГЭ (задание 27) состоит из 3х пунктов:
- Тезис.
- Аргумент.
- Вывод.
То есть, сначала нужно выдвинуть какой-то тезис ("Добрым можно назвать только того человека, кто совершает добро и ничего не просит взамен. Добрый человек действует исходя из побуждений совести и собственных нравственных ориентиров."),
затем подкрепить свое мнение аргументом ( "Главный герой романа Ф.М. Достоевского "Идиот" является подтверждением моего мнения. Князь Мышкин никогда не действовал исходя из собственной выгоды, он помогал людям безвозмездно. Он был готов жениться на Настасье Филипповне, чтобы спасти ее от мучительных отношений с Рогожиным. Сам князь Мышкин не получил бы от этого союза ничего, кроме осуждения общества").
Завершить выводом. ("Можно сделать вывод, что по-настоящему добрым можно назвать только того человека, кто приносит добро в этот мир, не требуя вознаграждения.")
Из приведенной мной схемы можно понять, что самое главное - это не тот аргумент, что приводит экзаменуемый, а грамотное обоснование собственного мнения. Для аргумента можно вспомнить и Толстого, и Достоевского, но если не обосновать свое мнение, то аргумент не зачтут.
Поэтому какая разница, что за аргументы мы приводим в сочинении?
Если аргумент не введен в сочинение логично и связно, то не поможет ни Толстой, ни Достоевский.
А как же привести аргумент из комикса или аниме?
Меня очень интересует данный вопрос, поскольку использовать такие аргументы нужно грамотно.
Называя мангу или комикс, обязательно указывайте автора. Так экспертам будет проще найти данное произведение и ,соответственно, оценить ваш аргумент. Правда, иногда это сложно сделать, поскольку некоторым персонажам комиксов не один десяток лет, и они были переписаны не одним автором. В таком случае, можно указать создателя концепции.
"Бэтмен, протагонист комиксов с одноименным названием, представляет собой пример добродетельного поведения. Созданный Бобом Кейном, главный герой предстает перед читателями в виде тайного благодетеля, спасающего город Готэм раз за разом и скрывающего свое лицо под маской. Брюс Уэйн, так зовут Бэтмена на самом деле, не требует взамен ни денег, ни власти. Помогая Джеймсу Гордону, комиссару полиции, Брюс рискует своей жизнью, наживает врагов среди опасных преступников и не ждет никакого вознаграждения. Таким образом, можно сделать вывод, что добрые поступки совершаются людьми без материальной или иной выгоды, исходя из побуждений совести и нравственных ориентиров человека. "
Что в итоге?
В итоге, по моему мнению, данное уточнение от ФИПИ стоит расценивать как отличную возможность получить балл по критерию К4.
Нет никакой разницы, какой аргумент приводить в сочинении : из "Анны Карениной" или "Атаки титанов". Любое мнение (соглашаетесь вы с автором или нет) нужно обосновать (доказать свою правоту). Это значит, что нужно вспомнить:
- название произведения;
- имя автора (хотя бы фамилию с инициалами);
- имя главного героя;
- поступок главного героя (по отношению к другим персонажам).
Далее связать всю имеющуюся информацию с тезисом (главной мыслью). И обязательно написать вывод.
Грамотно обосновывайте свое мнение, приводите примеры правильно и не теряйте свои законные баллы! 😊
А как можно использовать практически ЛЮБОЕ художественное произведение в качестве аргумента в сочинении, я расскажу в своей следующей статье.