Найти в Дзене

АНТИКИ музея Академии художеств

Мы продолжаем с вами знакомиться с шедеврами, составляющими уникальное собрание музея Академии художеств в Санкт-Петербурге. И сегодня мы совершим путешествие по галереям первого этажа музея, в стенах которого расположен отдел слепков античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в 18 веке.

Музей Академии художеств, отдел антиков, многообразие экспонатов, фото автора
Музей Академии художеств, отдел антиков, многообразие экспонатов, фото автора

Знали ли вы, что гипсовые слепки с произведений античной скульптуры, признанными образцами, служили основой и стержнем традиционной академической системы обучения изобразительной грамоте. Называли их «гипсами» или «антиками», а использовались как обязательная и основная модель для учебного рисования. Не обманули...

Музей Академии художеств, отдел антиков, в процессе обучения, фото автора
Музей Академии художеств, отдел антиков, в процессе обучения, фото автора

Вы удивитесь, но в 33-х небольших по своей площади (а возможно так только кажется из-за обилия экспонатов) представлены более чем 600 копий с оригиналов памятников разных культур и времен - Древнего Египта, Ассирии и Древнего Рима, Западной Европы 12-14 веков, эпохи Возрождения, Италии, Франции и Германии 16-18 веков. Ну, что мы говорим... давайте смотреть! 🙃

Ахейские воины на западном фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина, около 490 г. до н.э., гипсовый слепок с мраморного оригинала из собрания Глиптотеки в Мюнхене, неизвестный скульптор, фото автора
Ахейские воины на западном фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина, около 490 г. до н.э., гипсовый слепок с мраморного оригинала из собрания Глиптотеки в Мюнхене, неизвестный скульптор, фото автора

Признаюсь, я к периоду античности отношусь очень спокойно, без лишних восторгов, но... достаточно многие экспонаты вызывали неподдельный интерес даже у меня... Например, вот такая трехгранная подставка для канделябра с рельефами = три плоскости - три самостоятельных сюжета: Афина, Арес и неизвестная богиня, I в.

Копия (слепок) с оригинала из мрамора из собрания музеев Ватикана, гипс, неизвестный скульптор, фото автора
Копия (слепок) с оригинала из мрамора из собрания музеев Ватикана, гипс, неизвестный скульптор, фото автора
Копия (слепок) с оригинала из мрамора из собрания музеев Ватикана, гипс, неизвестный скульптор, фото автора
Копия (слепок) с оригинала из мрамора из собрания музеев Ватикана, гипс, неизвестный скульптор, фото автора
Копия (слепок) с оригинала из мрамора из собрания музеев Ватикана, гипс, неизвестный скульптор, фото автора
Копия (слепок) с оригинала из мрамора из собрания музеев Ватикана, гипс, неизвестный скульптор, фото автора

В настоящем восторге (прям не ожидала от себя) я была от капителей, смотрите сами какая красота!

Немного теории:

Капители различных ордеров, изображение из открытых источников
Капители различных ордеров, изображение из открытых источников

Особенностью роскошных капителей коринфского ордера является высокая колоколообразная форма, состоящая из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам

Капитель коринфского ордера I-II вв., слепок с мраморного оригинала, фото автора
Капитель коринфского ордера I-II вв., слепок с мраморного оригинала, фото автора

Вот чуть скромнее в своей отделке...

Капитель коринфского ордера I-II вв., слепок с мраморного оригинала, фото автора
Капитель коринфского ордера I-II вв., слепок с мраморного оригинала, фото автора

Ниже представлен слепок с мраморной капители, находящейся и сегодня в Афинах...

Капитель коринфского ордера 334 г. до н.э., слепок с мраморного оригинала в Афинах, памятник Лисикрата или фонарь Диогена, фото автора
Капитель коринфского ордера 334 г. до н.э., слепок с мраморного оригинала в Афинах, памятник Лисикрата или фонарь Диогена, фото автора

Согласитесь, что после капителей коринфского ордера, ионический ордер смотрится проще, но без сомнения также заслуживает внимания:

Капитель угловой колонны Афинского Акрополя 421-406 гг. до н.э., слепок с мраморного оригинала, фото автора
Капитель угловой колонны Афинского Акрополя 421-406 гг. до н.э., слепок с мраморного оригинала, фото автора

Есть в собрании экспонаты, которые натолкнут вас на совершенно разные эмоции, например, вот этот "смеющийся" кабан... точно улыбнуться!

КАБАН, копия с оригинала из мрамора из собрания Галереи Уффици во Флоренции, II  -I вв. до н.э., неизвестный скульптор, фото автора
КАБАН, копия с оригинала из мрамора из собрания Галереи Уффици во Флоренции, II -I вв. до н.э., неизвестный скульптор, фото автора

Уверена, что кто-то из посетителей будет застигнут врасплох необходимостью выбора прекраснейшей из двух богинь ... Афродита (Венера Капуанская) IV в. до н.э. в исполнении древнегреческого скульптора Лисипп (390 г. до н.э. - 300 г. до н.э.)

Афродита (Венера Капуанская) IV в. до н.э. ф,,гипсовый слепок с мраморной копии II в. до н.э. утраченной греческой бронзовой скульптуры IV в. до н.э. , находящейся в собрании Национальной Археологического музея Неаполя
Афродита (Венера Капуанская) IV в. до н.э. ф,,гипсовый слепок с мраморной копии II в. до н.э. утраченной греческой бронзовой скульптуры IV в. до н.э. , находящейся в собрании Национальной Археологического музея Неаполя

или же Афродита Книдская (Венера колонна) в исполнении Праксителя (395 г. до н.э. - 330 г. до н.э.), согласно письменным источникам Афродита Книдская считается первым изображением обнажённой женщины в античности.

Афродита Книдская (Венера колонна) IV в. до н.э., гипсовый лепок выполнен с мраморной римской копии, находящейся в собрании музеев Ватикана, с утраченного греческого оригинала, фото автора
Афродита Книдская (Венера колонна) IV в. до н.э., гипсовый лепок выполнен с мраморной римской копии, находящейся в собрании музеев Ватикана, с утраченного греческого оригинала, фото автора

А какую Афродиту выбираете Вы?

Что еще для себя отметила? Вот такие гипсовые слепки с мраморного декоративного фриза форума Трояна, из собрания музеев Ватикана - Амур и Грифон, II в.

Амур и Грифон, II в., неизвестный скульптор, фото автора
Амур и Грифон, II в., неизвестный скульптор, фото автора

Или вот еще... слепок с мраморного декоративного фриза Храма Венеры - Прародительницы на форуме Цезаря, II в. - два амура и кратер

Два амура и кратер, II в.,, неизвестный скульптор, фото автора
Два амура и кратер, II в.,, неизвестный скульптор, фото автора

Приходите! Осмотрите экспозицию своими глазами и уверена, что Ваш взгляд точно задержится на экспонатах, прекрасных и интересных именно для Вас!

Антики музея Академии художеств, фото автора
Антики музея Академии художеств, фото автора

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! В последующих статьях мы совершим путешествие по еще двум этажам музея Академии художеств!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

#история #архитектура #живопись #скульптура #искусство #петербург #шувалов #слепки #набережная #академия #россия #империя #гипс #музей #культура #модель #антики #гипс

Музеи
137 тыс интересуются