Когда я рассказываю о работе наших творческих кружков в спецучреждении для детей с особенностями развития, о том, как наши сложные воспитанники занимаются и изобразительным искусством, и декоративно-прикладным творчеством, и даже театральным и музыкальным, многие крутят пальцем у виска.
А то и напрямую спрашивают: "Насть, ты сама-то себя слышишь? Ты в своем уме? Какое театральное творчество, если ваши так называемые "ментальнички" и двух слов связать не могут!"
Ну-ну… я больше скажу!
Некоторые товарищи - не то что двух слов, они и одно-то слово произнести не могут! И это в 5, 6, 10 лет! И не потому, что они - плохие, а потому что просто НЕ МОГУТ. Но, тем не менее, если по программе получения бесплатных услуг им положено ходить в театральный кружок, то надо не только посещать сам кабинет, но и активно участвовать и в самом занятии, и в театрализованных играх, предлагаемых педагогом (естественно, они упрощены до предела), и даже в маленьких спектаклях (пусть и настольных).
Чаще всего как?
Ну, так как "говорящих" деток к нам в стационары приезжает действительно меньше, чем неговорящих, то проводить занятия по театральному творчеству -- действительно та еще работка! И педагог из кожи лезет вон, чтобы дети хотя бы не разбежались или не полезли на (под) столы. В основном педагог сама читает сказки, сама озвучивает персонажей разными голосами, сама за них поёт и уточняющие ремарки вставляет…
А деткам остается только "возить" игрушкой-персонажем по столу, и, как говорит наш педагог-театрал, "оживлять" её!
Ну, конечно, бывают занятия и получше
Например, когда дети хоть и не знают саму сказку (или не помнят), но могут хотя бы за педагогом повторять реплики. Например "колобок-колобок, я тебя съем".
Тут дела идут гораздо проще и приятнее. Но… как же удручает нашего педагога, что вполне себе симпатичный, яркий и активный ребенок лет шести, или даже семи, только и выговаривает, что "рррр" - за медведя, "аф-афф" - за собачку Жучку, да "пи-пи-пи" - за мышку-норушку.
Не потому что педагог слишком многого ожидает от особенных детей и не знает методик! Всё она знает! Просто горько ей видеть и слышать такое после ребят из ДК, где она работает главным режиссером детской театральной студии.
Но хоть спасибо и на том
Как говорит наш дорогой шеф, как говорила однажды одна из наших бывших директоров (та, что была сразу после мадам Мамай, ее тоже уже нет), все-все-все без исключения дети ДОЛЖНЫ быть заняты в спектаклях: и неговорящие, и "непрямоходящие", и кричащие, и падающие. Играть любую роль, хоть третье дерево во втором ряду, но обязательно участвовать!
Ах, да!
Еще ни в коем случае нельзя обходить стороной малышей! Ну и что, что они еще совсем малы для кружка, ничего страшного, пусть тогда сидит у мамы на руках, и мама пусть управляет руками ребенка и озвучивает персонажей. Ну а чтобы всё было по-честному, обязательно делайте фотоотчеты! Вот!
Енька
Девочка из нашего стационара, Евгения, 2 года 9 месяцев. Ребенку ставят "задержку" и психические нарушения, хотя…
Ну да, изначально, когда ее записали в театральный кружок, педагог немного негодовала: "Как? И что с такой малюськой я делать на уроке буду? Памперсы менять? Тут и пятилетки ни в зуб ногой, а мне еще и младенца сюда! Хорош теремок будет!" (по плану значился настольный мини-спектакль по мотивам сказки "Теремок").
Но, раз поставили - надо брать! (впрочем, как и всегда)
Ахах!
А Енька-то оказалась не промах!
Между прочим, одна из самых говорящих в этой группе. Да и как говорящих! Конечно, артикуляция - так себе (звуки с, ч, ш - все произносит исключительно звуком Щ: щёльныщко (солнышко), мищка (мишка), кощка (кошка), щлон (слон).
Но зато столько слов знает, что педагоги диву даются! Да еще и плохие слова - тоже время от времени употребляет. Скажет, а потом, хитро улыбаясь, на педагогов посматривает: что будет дальше?
Вот и в "Теремке", взяв на себя роль Лягушки-Квакушки, Енька тоже "похулиганила".
Енькин теремок
Когда приходили в теремок Заяц, Лиса и прочие новые жители, получалось так!
Гость: Тук-тук! Кто в теремочке живет?
Мышь (девочка Маша): Я мышка-норушка!
Енька: Я лягущка-пипищка! Хи-хи!
Педагог: Ктоооо? А ну-ка, повтори!
Енька: Лягущка-пипищка! Хи-хи!
Педагог выпрыскивает смешок к себе в ладонь, но, делая серьезное лицо, исправляет:
Педагог: Лягушка-Квакушка! Молодец, Женя.
И никто Еньку не ругает!
Почему?
Да, если честно, педагогу отрадно, что такой "малышок", несмотря на разговоры про "пипищку", вполне замечательно и точно выполняет задания в кружке, слушает и повторяет интонацию педагога и… ну реально хорошо играет Лягушку! В отличие от более старших ребят. Да и сама девчонка - ну просто жуть как милая и обаятельная! И щеки - как у куклы-пупса.
И еще одно удивление!
Тоже, кстати, при постановке "Теремка!" Мелкая Енька еще раз отличилась.
Когда все жители раздавленного Медведем теремка разбежались, они убежали в лес.
Ну а чтобы изобразить на столе лес, что нужно? Правильно, поставить картонные декорации в виде деревьев.
Наша педагог просто приклеила открытки с деревьями (из набора) на узкие картонные кувертики, и деревца ее получились почти стоящими, да еще и довольно надежно (если, конечно, их нарочно не опрокидывать).
Так вот! Когда Серый Волк (мальчик Степа из стационара) слегка не понял задание "спрятаться за дерево" и стал нарезать игрушечным волком круги по столу, педагог поймала его руку с игрушкой и остановила.
А потом показывает ему открытку с деревом и спрашивает:
- Стёпа, что это?
Думаем, что он скажет "дерево" (Степа-то - не какой-то отъявленный "незнайка-неумейка", а приличный детсадовский ребенок, только замкнутый).
Не ответил Степа (видимо, ввиду своих внутренних заморочек, ведь педагог была уверена, что уж слово "дерево" - Стёпа точно знает).
Зато ответила Енька:
- Это - клёооооон! Такой он - клёооон!
- Какой? - спрашивает педагог.
- У клёна - лищтощки оооо какие!
И показывает свою ладошку, растопырив пальцы! Ну точно кленовый лист!
Ай, молодец! Я - умиляюсь, а педагог аж подпрыгнула и усмехнулась:
- Нееее, ну ё-моё. Да я сама когда эти деревья приклеивала, мне вообще сиренево было: клён, не клён, дуб, берёза, я даже внимание не обращала. А эта козявка - разглядела! Ну вообще!
После занятия
Конечно, педагог похвалила Еньку прямо перед мамой! А за разговорами о клёне, все и про "пипищку" забыли. И хорошо!
Зато теперь некоторые "говорящие" ребята на стационарном этаже - то и дело завистливо обсуждают и пальцем показывают:
- Вон она, Енька! Такая маленькая, а знает все деревья, цветы и зверей!
Ну да, а к концу смены еще будет знать материки с океанами, вулканы и города-миллионники. Слухи они-то быстро идут. Но ЭТИ слухи - очень даже приятные и безвредные. И маме Еньки очень нравятся.
Вот и о Вас, дорогие читатели, если и ходят какие-то слухи, то пусть они будут только хорошими и добрыми!