Самым крупным градостроительным проектом на территории исторического центра Самары стало начатое в 1970-м году создание мемориала имени В.И. Ленина. Под приуроченное к 100-летнему юбилею Ильича строительство полностью снесли два квартала исторической дореволюционной застройки
Как и на малой родине вождя – в соседнем Ульяновске – в тогдашнем Куйбышеве изначально задумывался целый ансамбль.
Перед центральным входом в мемориал распланировали парадную площадь с памятником молодому Владимиру Ульянову, напротив должен был появиться грандиозный Дом политпросвещения и соединяющий ансамбль с площадью Куйбышева пешеходный бульвар.
Архитектурный замысел являлся чисто модернистским – без малейших попыток вписаться в прежнюю застройку, а наоборот, подавляющим ее в качестве центра новой среды.
На деле реализация масштабной и дорогостоящей идеи затянулась. Дом политпросвещения и бульвар остались на бумаге, а проект мемориала уже в ходе строительства существенно изменился.
Вместо любимого модернистами брутального бетона в отделке мемориала использовались красный кирпич, белый известняк и тонированное стекло. Изначально лаконичные фасады обрели сложную волнообразную форму, напоминающую развевающиеся знамена.
Под «знаменами» по всему периметру разместились тематические барельефы с изображениями достижений социализма и счастливых граждан, идущих ленинским путем.
Для контраста с белым камнем часть объемов возвели из красного кирпича, что отсылало образ к краснокирпичной дореволюционной застройке и «оттеняло» излюбленную модернизмом игру с тектоникой – тяжелым массивным верхом и легкой прозрачной стеклянной нижней частью.
Со стороны улицы Ленинской во всю высоту глухого объема был встроен стеклянный витраж – для обзора дома, в котором жили Ульяновы и воссозданного рядом квартала старой Самары.
Краснокирпичные административные и хозяйственные постройки вынесли за пределы «святилища». По описанию, данному в книге В. Стадникова и О. Федорова "Самара: путеводитель по современной архитектуре. 1917-2006. 81 архитектурный шедевр",«Сам музей Ленина представляет два экспозиционных этажа Первый – прозрачный, черного тонированного стекла, второй – глухой, отделанный белым известняком, с знаменосными барельефами, разорванными стеклянным экраном в месте обзора старой среды вокруг дома Ульяновых.
Кирпичный блок парадной лестницы и санитарных помещений, пронизывает интерьер, и завершается снаружи трапециевидным фонарем. Административные и хозяйственные помещения вынесены множеством раздробленных объемов. Они обращены к фронту старой застройки с домом Ульяновых, поддерживая камерный масштаб исторической среды».
Строительство завершилось в 1990-м, и ленинский мемориал стал последним модернистским зданием, построенным в советском Куйбышеве. Музей открылся в том же году, о его деятельности в течение двух первых лет красноречиво рассказывают сохранившиеся отчеты.
К резко потерявшей актуальность ленинской тематике проводимые «мероприятия» отношения не имели – в мемориале работал центр медитации Шри-Чин-Моя, проводились семинары налоговой инспекции, аукционы и выставки-продажи, демонстрировались художественные фильмы, а так же состоялись 9 дворянских заседаний, выпускной вечер Технического Лицея и 7 свадеб.
26 апреля 1993-го года вышло очень своевременное распоряжение Главы Областной администрации об объединении двух музеев – Областного краеведческого и Самарского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Вскоре в здание мемориала въехал Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина.
Места хватило для размещения основной экспозиции, хранения коллекций, художественных мастерских, фотосалона, кафе на 60 мест, кинозала, конференц-зала, библиотеки с читальным залом, музейного магазина и информационного центра.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете