Путешествие в Петергоф начинается в центре, или от первого верстового столба, а я хочу начать от Египетского моста через Фонтанку.
В начале XIX века Наполеон сходил в Египет, и по всей Европе, а Петербург считал себя европейским городом, пошла волна увлечения искусством Египта. Вот и построили цепной однопролетный мост, украшенный рельефными египетскими узорами, иероглифами и сфинксами (подлинные сфинксы в Петербурге только на набережной Невы у Академии художеств, все остальные исполнены российскими мастерами).
В начале 20 века одна из Петербургских газет написала - "Поющий мост. Оказывается, есть и такой в Петербурге. Это Египетский. Он как известно цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поёт ли уже он себе погребальную песню?" Накаркали, что называется. 20 января 1905 года, когда через Египетский мост проходил эскадрон кавалергардского полка мост затрещал и рухнул. До сих пор в школьных учебниках это обрушение моста приводится как пример эффекта резонанса, в воинском уставе появилась команда "идти не в ногу" (странно думать что лошади ходят в ногу), есть и мистическое объяснение обрушения моста - в доме окнами на мост жила некая дама, которую обманул кавалерийский офицер, и, увидев эскадрон на мосту она в сердцах воскликнула - "Да чтоб вы все провалились!!!"... они и провалились...
На самом деле, объяснение в плохом качестве железа, неустойчивости металла к низким температурам и наличии раковины в одном из звеньев цепи. Выводы сделали и мостостроители - в дальнейшем цепи заменили на ванты. К счастью, никто из людей не погиб и даже тяжело не пострадал. Утонула одна лошадь, две, уже извлеченные на берег, пристрелили - у них были очень тяжелые увечья. Новый мост построили только через полвека в пятидесятых годах.
На левом берегу Фонтанки двухэтажное здание с двумя 6-колонными портиками и следующие за ними жёлтые здания украшенные белыми пилястрами - это "Экспедиция заготовления государственных бумаг" ныне фабрика Гознак.
До начала правления Екатерины II в России не было бумажных денег. Золотые серебряные монеты старались задерживать в казне для межгосударственных расчетов, а для внутреннего употребления выпускали медную монету. В двадцатых числах каждого месяца в день получки извозчики были нарасхват - чиновники нанимали их чтобы перевезти домой жалование, вес 25 руб жалования мог доходить до 24 кг. Люди, пользовавшиеся доверием в финансовых делах, зачастую расплачивались не деньгами а расписками. Доверие это перевод греческого слова кредит к слову сказать.
По инициативе графа Петра Шувалова правительство стало осуществлять политику кредита. Государство начало выпускать денежные знаки которые назывались ассигнации, любой банк при предъявлении должен был менять их на монеты. Печатались ассигнации на тонкой бумаге, в одну краску, требовалось только чтобы водяные знаки не стояли вверх ногами, строчки были напечатаны прямо и штамп стоял на предназначенном месте. Их было очень легко подделать, и подделкой занимались абсолютно все кому не лень , даже совершенно неграмотные крестьяне. В начале 19 века была построена и начала работу вот эта экспедиция.
Ещё один дом, уже на правом берегу Фонтанки, заслуживает внимания –зеленого цвета с 3 разорванными лучковыми фронтонами по карнизу –доходный дом вице-адмирала Клокачева, участника убийства Павла 1. После окончания лицея здесь поселился и жил 3 года с родителями наше всё Александр Сергеевич Пушкин. Именно здесь он писал поэму "Руслан и Людмила" и готовил к выпуску поэтический сборник. Но к выходу поэмы он уже был выслан из Санкт-Петербурга за политические стихи.
Второе имя, которое навевает тихую грусть – в1840-х здесь поселился великий зодчий Карл Иванович Росси. Этот район – Коломна или 3 Адмиралтейская часть – был заселен гражданами среднего и низшего сословия. Автор великолепных архитектурных ансамблей поселился не в аристократической части города, а на некомфортабельной периферии. Когда Карл Иванович квартировал здесь, его преследовали неизменные семейные горести – в 46 году в Ревеле умерла его вторая, горячо любимая жена, в тот же год в Италии скончался от чахотки любимый сын Александр. Росси шел 71 год, силы его были на исходе, донимала нужда – не было денег даже похоронить жену, вынужден был заложить ее вещи. 5 апреля 1849 года Карл Иванович почувствовал себя плохо, диагноз был неожиданный и страшный - холера, спасти его не удалось, 6 апреля зодчего не стало. Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище, в 40-х перезахоронен на Лазоревское кладбище Александро-Невской лавры. Странно, как жестоко обошлась судьба с архитектурным гением.
В этом доме розового цвета, с закругленным фасадом на углу здания жил Илья Репин. Он попросил домовладельца надстроить здание, соорудить над ним мансарду и просьбу удовлетворили. В светлом помещении мансарды были созданы "Иван Грозный и его сын Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди" и другие картины. Здесь же, в квартире Репина проходили заседания правления "Товарищества передвижных художественных выставок". В 1952 году площадь получила имя Репина.
Так Фонтанка выглядела на рубеже веков
Немножко из топонимической лени. Дальше у нас район, в котором еще в 17 веке находилось финское селение Каллина, в начале Петербурга деревню переименовали на русский лад – Калинкина, и понеслось... в створе канала Гиибоедова, при впадении его в Фонтанку Мало-Калинкин мост, который ведет нас на Калинкинскую площадь, очень родную для меня лично.
Красное здание в стиле флорентийского палаццо, с чертами оборонительного зодчества с кирпичной трехъярусная каланчой по центру - съезжий дом 4 Адмиралтейской (Коломенской) части, построен в середине 19 века архитектором Желязевичем.
В дореволюционной России полицейские и пожарные части находились в одном месте вот в таких съезжих домах, на каланче устанавливалась деревянная будка для дежурного, обитая железом с металлической мачтой для подачи сигналов о пожаре. Квартиры, казармы, помещения управлений, камеры для арестантов, кухни, прачечные, конюшни, цейхгауз... все в одном месте. Может и стоит объединить МВД с МЧС.
Напротив съезжей части, на Галерном, Матисовом и Коломенском островах расположилось одно из старейших судостроительных предприятий России и первое промышленное предприятия Петербурга - Адмиралтейский судостроительный завод. Ведет свою историю от Главного Адмиралтейства основанного Петром I, по его же указу всё это называлось Новое Адмиралтейство. Сначала здесь располагались склады и провиантские магазины, а после того, как площадь Главного Адмиралтейства стала явно мала для судостроения, в конце 18 века, началось создание крупного кораблестроительного предприятия. Всем известный крейсер Аврора построен и спущен на воду именно здесь.
С северо-востока Адмиралтейские верфи ограничивает Лоцманская улица. Слева на ней располагались провиантские магазины, а справа дома где жили лоцманы.
В начале XX века на месте магазинов построили здание с башней, увенчанной шпилем, посередине, как бы копию Большого Адмиралтейство в этом здании располагалось заводоуправление. В тридцатых годах было решено на базе кораблестроительного факультета политехнического института организовать отдельный ВУЗ, ему передали здание Нового Адмиралтейство, в 36 году перестроили, оно справа в глубине - украшенное белоколонными портиками, но уже без башни. Собственно моя альма-матер. Куда бы нас судьба не занесла - наш порт приписки Лоцманская улица.
Фонтанка несет свои воды дальше в залив, дорога же поворачивает непосредственно на Петергоф. Вдоль нее были установлены верстовые столбы по проекту архитектора Ринальди, некоторые из которых сохранились, в том числе самый первый который расположен здесь на площади Репина.
Старо-Калинкин мост один из семи типовых мостов построенных на Фонтанке в восьмидесятых годах 18 века, и один из двух, которые несмотря на все реконструкции сохранили облик конца 18 века. Сразу за ним начинается петергофская дорога, сейчас топонимически поделенная на Старо-Петергофский пр, пр.Стачек и Петергофское шоссе. Слева за мостом Адмиралтейский сейчас Военно-Морской Клинический госпиталь, переведенный сюда в 1836 году. Уже в советское время был пристроен корпус с многоколонным портиком в стиле сталинского ампира.
Справа за мостом тоже больница, Калинкинская городская. В начале 18 века здесь стоял учрежденный Петром 1 Прядильный дом, в котором "80 старух под руководством старой голландки" пряли пряжу и плели кружева, не уступавшие голландским. В середине века, уже при Елизавете Петровне, в этот дом заточали женщин с низкой социальной ответственностью за разгульную жизнь, а в начале 19 века Прядильный дом стал известен как Калинкинская больница, в которой лечили "прилипчивые" болезни. По статусу больницы, в ней можно было находиться инкогнито, не называть свое имя и даже носить маску.
Немного пройдясь вдоль Фонтанки, по Старо-Калинкину мосту покидаем Коломну и двигаемся дальше, но уже в следующий раз...
P.S. Все изображения взяты из открытых источников в интернете.