Хандру совершенно несправедливо ставят гораздо ниже страха. На самом деле она опаснее, чем чувство страха, но ей отвратительны те проявления, которые предпочитает страх. Хандра более незаметна и в то же время более опустошительна, она может возникнуть в любую минуту, тогда как страх - запрятанный глубже - бережёт себя для важных моментов.(Эмиль Чоран)
Вчера я поднимала тему взаимосвязи тревожности и агрессии.
Сегодня хотелось бы затронуть чуть менее очевидную, но не менее важную тему взаимосвязи тревожности и депрессии.
Долгое время работая с тревожными расстройствами, и исходя из личного опыта, я заметила, что тревога часто может выступать как защитный механизм от депрессивных состояний.
Мы привыкли воспринимать тревогу как защиту от опасных жизненных ситуаций: узнав о теракте мы стараемся меньше бывать в общественных местах. Тревожась за своё здоровье в период Ковид-19 мы предпринимали различные попытки защитить себя.
Но есть люди, которые тревожатся всегда. Если нет беды "снаружи", они находят её внутри. Например, становятся склонны к ипохондрическим переживаниям или другим обсессивно-компульсивным расстройствам.
Исходя из того, что функция тревоги - защищать, закономерно возникает вопрос: от чего?
У девочки, которая вынуждена делать ритуалы, чтобы её мама не умерла, нет реальной опасности (в случае если мама здорова и не подвергается насилию). Ипохондрики - как правило, это самые здоровые люди на планете. Потерять мужа в следствие призыва на военную службу нередко боятся женщины, чьи мужья не имеют никаких возможностей попасть на специальную военную операцию.
Такие клиенты часто обращаются за помощью к психологам в надежде избавиться от тревоги. Психолог, естественно, начинает искать причину и... не находит реальной и объективной (конечно, можно "притянуть за уши" что угодно, но будем стараться смотреть на ситуации более трезво).
В случае устойчивой тревоги, которая не поддаётся стандартным стратегическим методам терапии, необходимо выяснить, действительно мы имеем дело с тревогой, или за ней скрывается нечто более страшное.
Есть хороший стратегический вопрос-подсказка:
Если вы проснётесь завтра и у вас не будет тревоги, чем вы займётесь?
Такой вопрос, определённо настраивает клиента на выздоровление. Но не всегда. Поэтому иногда эффективнее задать другой стратегический вопрос:
Если вы проснётесь завтра и у вас не будет тревоги, какая проблема будет следующей?
Оптимистичные клиенты могут начать уверять, что в этом случае проблем у них не будет совсем. Таких клиентов важно уметь вовремя "притормозить".
Этот вопрос, хоть и несёт в себе уточнение, на самом деле уже имеет некоторый терапевтический эффект, когда клиент начинает мыслить чуть шире, начинает замечать, что помимо его тревожность происходят и другие процессы.
После этого работа с тревогой становится более продуктивной.
Но неожиданно и для себя, и для клиента, специалист сталкивается с другой проблемой, которая намного страшнее тревоги. Это депрессия.
У тревожности и депрессии есть важные различия. Тревожность заставляет нас действовать. Спасаться, искать варианты, искать возможности. Она не даёт остановиться.
Но депрессия... Депрессия заставляет нас поверить в то, что спасаться не имеет смысла. Что возможностей нет и вариантов никаких не существует. Депрессия в этом плане похожа на смерть при жизни, на небытие, на отсутствие чего-либо.
И депрессия, несмотря на её статичность, воспринимается куда сложнее динамической тревожности.
Это очень опасный момент в психотерапии. Поэтому в тех случаях, если я вижу, что тревога носит достаточно устойчивый характер, а психотерапия не приносит быстрых заметных улучшений, я настойчиво рекомендую клиенту подключить медикаментозную помощь, обратиться к психиатру, потому что тревожность в некоторых случаях - это лишь верхушка айсберга.
Автор: Юлия Шварц
Психолог, Патопсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru