Найти в Дзене

Необычные сравнения у Гоголя

Некоторые гоголевские сравнения – это что-то далеко уводящее от самого предмета сравнения. Они до того развёрнутые и многоступенчатые, что иногда, дочитывая их до конца, спрашиваешь себя «где я?» и понимаешь, что был увлечён вихревым движением ассоциаций. Вот Гоголь описывает, например, как из окна дома Собакевича показалось лицо жены героя и лицо самого хозяина.

"Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего, и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья".

Эти гоголевские спирали от лица Собакевича к белогрудым девицам меня слега дестабилизируют. Зато после этого сравнение брюха дяди Миняя с самоваром уже кажется лаконичным.

"Дядя Миняй, широкоплечий мужик с черною как уголь бородою и брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка, с охотою сел на коренного, который чуть не пригнулся под ним до земли".