Друзья, всем большой привет! На связи Aff1.ru, и сегодня мы поговорим о скандальных примерах рекламных кампаний известных брендов последних лет.
Не так давно у нас уже был подобный материал. Тем, кто пропустил, рекомендуем ознакомиться:
«Эх, маркетологи!»: 11 провальных реклaмных кампаний
Но сегодня речь пойдет не совсем о провалах (хотя и о них тоже), а именно о скандалах в мире маркетинга, которые повлекли за собой неудачные действия маркетологов. Что и говорить, если даже у таких брендов-гигантов случаются подобные промашки мирового масштаба!
1. McDonald's и попытка поиграть в хэштеги
Компания - McDonald's
Рекламный формат - посты с хэштегом #McDStories в соцсети X (бывш. Твиттер)
В чем соль? Бренд ресторанов сети быстрого питания решил запустить хэштег в Twitter #McDStories. Планировалось, что посетители под этим хэштегом будут делиться позитивными впечатлениями и приятным опытом посещения ресторана, тем самым делая Макдональдсу дополнительную бесплатную рекламу.
Что пошло не так? Вместо позитивных историй юзеры начали делиться негативным опытом посещения McDonald's. Рассказы были самыми разными - кто-то жаловался на плохой сервис, кто-то на качество еды. Были истории и от тех, кому не повезло отравиться после посещения ресторана.
В компании отреагировали быстро, на то он и бренд с мировым именем. Вот только реакция компании была... не совсем адекватной. Ответственные работники Мака стали удалять посты с негативом. Что, разумеется, вызвало новую волну (скорее, цунами) гнева аудитории. Если какие-то посты удалялись, пользователи тут же писали новые.
Бренд вполне обоснованно обвиняли в цензуре, попытке контроля общественного мнения и замалчивании проблем.
Что в итоге? В компании на собственной шкyре убедились в невозможности управления хэштегами. Стоит также сказать о том, что отреагировали в McDonalds's весьма оперативно, ведь продвижение рекламной кампании остановили всего через пару часов после того, как она была запущена.
По мнению консультанта в области соцмедиа Джейсона Фоллса, провал Макдональдса в данном конкретном случае произошел из-за неадекватной, несоответствующей реальности самооценки компании. Он заявил, что в компании попросту видели бренд абсолютно по-другому, нежели его воспринимает большинство потребителей.
2. KFC и «Хрустальная ночь»
Компания - KFC
Рекламный формат - push-уведомления и email-рассылка
В чем соль? В сети ресторанов быстрого питания решили запустить рекламную кампанию, в рамках которой пользователи стали получать специальные уведомления и письма на электронную почту с выгодными акциями и предложениями для клиентов.
За формирование этих самых предложений был ответствен специальный бот - он самостоятельно отбирал даты из календаря и отправлял юзерам информацию об актуальных акциях. Это могло бы сработать, если бы маркетологи заранее проверили календарь.
В начале ноября немецкие подписчики KFC получили письмо, в котором предлагалось отметить годовщину «Хрустальной ночи» сырной курочкой.
Что пошло не так? Собственно, на этом все. «Хрустальная ночь» только звучит красиво. На самом деле, это серия антисемитских погромов, устроенная Рейхстагом в 1938 году. По мнению некоторых историков, именно это событие стало предтечей Холокоста.
Что в итоге? Маркетинговый отдел KFC довольно быстро заметил свой прокол - уже через 40 минут подписчики получили письмо с извинениями. Тем не менее, скандальная реклама вызвала определенную бучу в обществе. О ней высказались как обычные люди, так и селебрити с политиками.
В компании пообещали отныне тщательно проверять даты в календаре и согласовывать рассылки перед отправкой пользователям.
3. Dolce&Gabbana и вопиющее неуважение
Компания - Dolce&Gabbana
Рекламный формат - видеореклама (3 видеоролика на YouTube)
В чем соль? Перед модным брендом стояла задача привлечь внимание аудитории к предстоящему грандиозному шоу в Шанхае. В компании решили подойти к этому делу с юмором и сняли 3 коротких ролика - в них девушка-азиатка пытается есть традиционные итальянские блюда, используя совершенно не подходящие для этого палочки.
Получается у нее, как вы могли догадаться, не очень. Проблему усугублял закадровый голос, который попросту насмехается над девушкой. Почему в Dolce&Gabbana решили, что такой подход может понравиться китайским пользователям - абсолютно неясно.
Что пошло не так? Эти видео вызвали очень большую волну негодования в Китае. Ролики вместо позитивных эмоций вызывали у аудитории один негатив. Dolce&Gabbana в чем только не обвиняли - расизме, ceкcизме, оскорблении национальной культуры.
На простом возмущении дело не закончилось. В какой-то момент в интернете всплыли скриншоты переписки одного дизайнера модного дома с кем-то из разъяренных пользователей. В данной переписке дизайнер плохо отзывается о китайцах, называя их грязными, вонючими и необразованными.
Скриншоты позже были удалены, а в компании (вот так сюрприз!) заявили, что аккаунт дизайнера подвергся взлому.
Что в итоге? Скандал был такого масштаба, что шоу в Шанхае так и не состоялось. А Dolce&Gabbana на долгое время стал синонимом ругательного слова в Китае. Дизайнеры бренда записали видео, в котором извинялись на китайском языке. Впрочем, это никак не помогло.
4. Balenciaga = неуместность + провокация
Компания - Balenciaga
Рекламный формат - фотосессия
В чем соль? Модный дом выпустил фотосессию под названием Objects - в ней компания хотела прорекламировать свою новую коллекцию мебели, аксессуаров и других товаров. В бренде посчитали удачной идеей воспроизвести популярный проект, позвав детей разных национальностей и расставив вокруг них свои продукты в стиле панк.
Что пошло не так? Фотосессия получилась в итоге не просто скандальной, а мега-скандальной. Еще бы - ведь на фотографиях с детьми присутствуют абсолютно неуместные вещи, включая бокалы для алкоголя, ремни, ошейники, наручники и т.д.
Что в итоге? Конечно же, буча в обществе была масштабной. Пользователи углядели в представленных фото намеки на нехорошие вещи, которые тут нельзя называть и популяризацию той темы, про которую, вы, надеюсь, поняли.
В модном доме отреагировали стандартно для подобных историй - принесли свои извинения и удалили снимки отовсюду, откуда только могли.
Однако скандал получил новый виток развития уже через несколько дней, когда в Balenciaga выкатили новую фотосессию Garde-robe. На этот раз в кадре были исключительно совершеннолетние модели. Но...
Пользователи разглядели на фотографиях листы из судебных дел, так или иначе связанными с детской пор****aфиeй.
Это было уже за гранью. Бренд попробовали «отменить», многие знаменитости отказались от сотрудничества с компанией. Размер штрафа составил 25 миллионов долларов.
Остается только догадываться, целенаправленная ли это провокация или случайности все-таки случайны, и это действительно ошибка маркетологов.
Впрочем, сейчас у Balenciaga все в порядке. И многие знаменитости все еще сотрудничают с данным брендом, пытаясь восстановить репутацию модного дома.
Друзья, пишите, что думаете. И обязательно подпишитесь на канал - впереди еще много всего интересного.