Цель всякой маркетинговой активности – завоевать внимание. Очевидно, что лучше всего работает привлечение интереса и позитивное любопытство. Но в реальной жизни часто бывает так, что подобное внимание оборачивается негативом. Вместо того чтобы вызывать восторг, креативы могут вызывать гнев, а вместо покупочного любопытства – неудержимое желание зайти в социальные сети и высказаться о бренде всем, что у тебя на уме. Иногда даже появляется идея направить парочку жалоб в государственные органы.
Сегодня мы расскажем несколько историй, связанных с 9 провальными рекламными кампаниями последних лет, которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания.
Мы специально избегаем банальных примеров, о которых уже все слышали. Наша цель – представить 11 менее стандартных, но не менее захватывающих историй.
Важно отметить, что не все эти случаи можно однозначно оценить. Мы не будем выражать поддержку ни рекламодателям, ни их разочарованной аудитории. Просто расскажем, какие последствия могут возникнуть из-за необдуманных шагов в современном маркетинге. Подготовьтесь к включению ваших кринжометров. Приступим.
1. Burger King и... плесень?!
В 2020 году в онлайн-пространство ворвался Burger King со своим рекламным роликом. С целью продемонстрировать потребителем, что в их продуктах нет ничего искусственного, отдел маркетологов выпустил видеорекламу, слоган которой гласил: «Красота без искусственных консервантов». На видео человек сварганил бургер и оставил его на 34 дня, в течение которых он постепенно покрывался плесенью.
Вполне возможно, что для креативщиков Burger King подобное и было красивым, но вот в плане восприятия зрителей компания жестко промахнулась. Многие писали о том, что после увиденного у них пропал аппетит.
2. Valentino не в курсе про региональные ценности.
С какого времени в мире высокой моды стали использоваться культурные символы и элементы национальных костюмов? Ответить на этот вопрос сейчас довольно сложно. Но вот использовать их так, чтобы они вызвали отрицательные эмоции? Это надо постараться. Вот бренд Valentino смог.
Модный дом провел фотосессию с японской моделью Коки. На одном из снимков девушка сидела на традиционном японском женском поясе, который называется оби. На другой фотографии она расхаживала по нему, словно это ковровая дорожка.
Японцы, увидев такую дерзость, были в гневе. Еще бы, ведь для них данный пояс является одним из важнейших элементов национального одеяния.
Сначала в компании пытались отрицать, что это оби, а потом все же принесли свои извинения.
3. Провальная попытка хайпануть
«Хайпанем немножечко?» подумали как-то раз маркетологи компании VANS (производитель повседневной обуви и одежды), видимо, посмотрев один из роликов Дружко. И выпустили кеды, на которых были изображены символы протестов в Гонконге, включая желтые каски, защитные очки, зонты.
Попытка хайпануть провалилась: китайские власти вынудили бренд снять данные кеды с продажи. Фирма подчинилась, но получила только еще больший урон, ведь теперь от нее отвернулись и те, кто поддерживал ее.
4. Wix против WordPress
Не самый простой для объяснения случай, но мы постараемся все разжевать как можно проще. Wix и WordPress - популярные конструкторы для создания сайтов. В 2021 году в Wix решили использовать одного из своих главных конкурентов против него же.
Компания стала рассылать участникам сообщества WordPress посылки с наушниками, стикерами и... QR-кодом. Когда пользователь переходил по ссылке, он попадал на видеозапись как будто бы от представителя WordPress - в нем он рассказывает о том, что в Wix начали рекламную кампанию против них.
Сначала никто ничего не понял. Да и потом дошло не до всех. Многие посчитали данный «прикол» совсем не прикольным, а бессмысленным.
После этого Wix выпустил целую серию роликов, в которой было откровенное высмеивание конкурента, а слоганом был «Вы заслуживаете большего». Реакция была строго негативной.
В результате компания добилась только того, что нанесла урон своей репутации и растеряла множество клиентов, которые ушли в WordPress. Вот это ирония!
5. Что является скандинавским?
Еще один маркетинговый провал, который напрямую связан с особенностью культур. Решив рассказать аудитории о важности коммуникации народов, в скандинавской авиакомпании SAS выпустили ролик, который стартовал с монолога: «Что является скандинавским? Совершенно ничего». После этого перечислялись вещи, которые с течением времени стали скандинавскими, но ранее были чьими-то другими. Например, демократия (Греция), ветряные мельницы (Персия), велосипеды (Германия) и т.п.
Идея была в том, чтобы заявить о важности путешествий, которые помогают развиваться. В результате, однако, упрощение и претенциозное заявление в начале рекламы сыграли злую шутку, только разозлив целевую аудиторию.
6. Cadillac и мечта по-американски
Актер Нил МакДонаф в рекламном ролике Cadillac заявил, что он и другие представители США упорно работают, чтобы иметь возможность покупать такую роскошь. А вот жители других стран, мол, ведут размеренную жизнь и вместо работы в августе берут отпуск.
Ну что могло пойти не так?
7. Groupon и откровенный цинизм
В 2011 году компания Groupon выпустила на телевидении рекламный ролик, в котором был актер Тимоти Хаттон. Сначала он рассказывает о красоте Тибета и заявляет, что страна находится в опасности. Бах! - и уже в следующем кадре актер сидит в тибетском ресторане и говорит: «Но они по-прежнему готовят шикарное рыбное карри!».
«Вы что, серьезно?!» - возмутились зрители и понатыкали массу дизлайков ролику на YouTube. Но это не самое страшное. Хейт был настолько мощным, что в Groupon мало того, что сняли ролик с проката, так еще и в течение последующих трех (!) лет боялись выпускать вообще какую-то бы то ни было рекламу.
8. М.Видео и троллинг ФАС
Страх упустить выгоду - один из приемов, который используют сегодня многие компании. Но здесь важно знать меру. М.Видео вот конкретно переборщил.
В 2021 году клиентам компании отправили сообщения, в которых было написано: «Нам очень жаль, что вы не успели воспользоваться акцией на смартфоны Samsung. Поэтому дарим вам промокод на сумму 25 000 на смартфон Galaxy S10».
ФАС это не понравилось. Ей показалось, что это - введение потребителей в заблуждение, ведь в рекламе нет сообщения о том, как изменилась стоимость с учетом акции.
Об этом могли бы быстренько все забыть, но официальное решение на сайте ФАС по Москве было озаглавлено «Нам очень жаль, но вы нарушили Закон о рекламе». Какой жирный троллинг, да еще от ФАС!
9. 7-Eleven и неуместная пижамная вечеринка
В 2021 году, когда мир еще был далек от преодоления корона-кризиса, в Швеции сеть магазинов 7-Eleven открыла точку по продаже завтраков на весь день. Смысл был в том, что, работая удаленно, ты можешь завтракать хоть весь день. Компания пошла дальше и выпустила небольшую коллекцию пижам, приуроченную к данному ивенту. А вот разместить баннеры с пижамами было решено... в метро и на остановках транспорта. Ну кто же из удаленщиков увидит вашу рекламу, глупцы?
10. В Volkswagen умеют в юмор (нет)
Как-то раз в честь 1 апреля Volkswagen решила пошутить, заявив о том, что в скором будущем компания будет переименована в Voltswagen (типа, отсылка к электричеству, а фирма как раз раздумывает о производстве электромобилей).
Вот только есть нюанс - шуточная новость появилась не 1 апреля, а... 29 марта! Это был прокол, всем проколам прокол. Сначала акции компании пошли вверх, а потом, когда все поняли, что это всего лишь неудавшийся прикол, стоимость акций упала даже ниже прежних значений.
11. Intel рекламирует... MacBook?!
Однажды Intel должен был прорекламировать свой новый ноутбук. И далекие от технического мира люди посмотрели бы на картинку ниже и ничего необычного не заметили - ну реклама и реклама!
Но эксперты быстро обнаружили, что на фото отнюдь не девайс с Windows, а самый настоящий MacBook Pro, в котором просто не может быть данного процессора! Как это вообще могло произойти, уму непостижимо.
Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на канал - впереди еще масса всего интересного из мира маркетинга.