События советско-финляндской войны 1939-1940 годов считают, как бы, генеральной репетицией к Великой Отечественной, где Красная армия и Рабоче-Крестьянский Красный флот получили возможность "проверить свои силы". Не всё, надо признать, получилось как задумывалось, но определенный опыт был получен и в боях на суше, и на море. Предлагаем конкретизировать некоторые фактические аспекты опыта, который можно было бы записать в актив советским балтийцам-подводникам. Вспомним эти события.
Итак, после первых недель неразберихи и путаницы, советские подводные лодки "освоились" на театре военных действий. Появились первые победы, но быстрой победы "не случилось", военная кампания затягивалась. Армия «завязла» на Карельском перешейке, действия авиации срывала плохая погода, а из Москвы требовали победных донесений. Командование флота не могло не отреагировать, и оно отреагировало, (.
19 декабря командующий Краснознаменным Балтийским флотом флагман 2 ранга В.Ф.Трибуц приказал персонально командирам подводных лодок Щ-317 и Щ-318, находившимся на позиции, «…действовать решительно и смело, использовать все имеющиеся средства, применять маскировку. Помнить, что это личное задание товарища Сталина».
26 декабря Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов назвал действия подводных лодок «пассивными», и в тот же день на лодках принята еще одна радиограмма за подписью комфлота: «Товарищ Сталин требует решительной, смелой, дерзкой борьбы с противником на коммуникациях и подходах и в самих портах». «Накачка» шла по высшему разряду, но это не повышало уровень подготовки подводников, который, как показала практика, «оставлял желать много лучшего».
Выполняя приказ, 26 декабря 1939 года подводная лодка Л-1 выполнила еще одну минную постановку, впрочем, так же безрезультатную. И только 28 декабря добиться успеха удалось экипажу подводной лодки Щ-311 (капитан-лейтенант Ф.Г.Вершинин). В 23.40 сигнальщики обнаружили в зоне блокады германский пароход «Зигфрид» (так считалось). Открыв огонь, выпустили с дистанции 15 кбт 67 снарядов калибра 45 мм. Транспорт вывалив шлюпки, стал уходить к маяку Норршер. Там судно с креном вошло в лед и остановилось, подавая сигналы белого цвета. Налетевший шквал вынудил подводников прекратить огонь. Позднее, 30 декабря на лодке приняли сообщение, что по агентурным данным атакованный транспорт затонул. По итогам этой атаки Ф.Г.Вершинин доложил о потоплении транспорта водоизмещением 3-4 тыс. тонн. Мнения исследователей по поводу объекта атаки «Щ-311» неоднозначны. В некоторых публикациях указывается, что «Зигфрид» удержался на плаву, счастливо избежав гибели, но в также в источниках указывается, что обстрелу подвергся не германский пароход «Зигфрид», а объектом атаки Щ-311 «Кумжи» стал финский моторный танкер «Сигрид» (1.224 брт), который сумел пережить это нападение (по данным Ю. Ровера).
Щ-311 продолжала находиться на позиции. В 4.15 в прицелах орудий вновь появился транспорт, на этот раз - финский пароход «Вильпас». С дистанции 20 кабельтов было выпущено 180 снарядов (по другим данным за 56 минут - 140 снарядов калибра 45 мм). Стремясь спасти свое судно, капитан «Вильпаса» посадил его на камни, но выпущенная торпеда попала между мачтами. Когда осел водяной столб, на поверхности оставалась только палуба. Водоизмещение этого транспорта было оценено командиром «Щ-311» в 4000 т.
Для справки: пароход "Вильпас" (Финляндия) - 775 брт, потоплен Щ-311 в Ботническом заливе у острова Лянси-Норршер (район Васы). Потерь среди экипажа парохода не было.
Но были и потери. Причем новый, 1940 год открыл горький список погибших советских подводных лодок. 1 января из Лиепаи в район Або-Аландского архипелага вышла С-2 (капитан-лейтенант И.А.Соколов), лодка регулярно выходила на связь. 3 января в 01.25 заместитель командующего флота капитан 1 ранга В.А.Алафузов приказал начать форсирование пролива Седра-Кваркен. В 4.20 с лодки получена ответная квитанция. Больше от С-2 не поступало никаких известий. Официально считается, что лодка погибла на вражеском минном заграждении, но существует и иная версия событий.
В отчете о боевых действиях командование 1-й бригады ПЛ указало: «Вероятно погибла или вследствие плохой погоды, с плохой видимостью потеряла счисление и попала на минное заграждение, или погибла при встрече с шведским миноносцем. Если верить шведской печати, обстоятельства таковы: неизвестной подлодкой атакован шведский транспорт, горел целый день, подлодка атакована шведским миноносцем». Вместе с экипажем погиб командир 13-го дивизиона ПЛ капитан 3 ранга Г.Н.Тутышкин и флагманский штурман 1 Бригады ПЛ старший лейтенант В.К.Колесников.
Командование флотом организовало поиски, насколько это было возможным. Допуская, что у подводной лодки «С-2» мог выйти из строя коротковолновый радиопередатчик, а дальности длинноволнового передатчика не хватает – ежесуточно (ночью) с 3 по 29 января включительно радиостанции Кронштадта и Ленинградской РВ-53, полной мощностью давались запросы «Покажите место и свои действия», но ответных радиограмм от ПЛ «С-2» никто не принимал. В тоже время в источниках иногда отмечали, что за этот период времени отдельные корабли (плавбаза ПЛ «Смольный» и лидер «Минск») слышали слабую работу радиостанции на варианте волн, отведенных для подводных лодок 1 бригады ПЛ.
Для справки: Так, в 01 ч. 09 м. 14 января 1940 года плавбаза «Смольный» - принял позывные ПЛ «С-2», текст не принят из-за плохой слышимости. В 12 ч. 00 м. этого же дня, вновь были приняты позывные ПЛ «С-2», тест опять не приняли из-за плохой слышимости. В 13 ч. 14 м. этого же дня, снова были приняты позывные ПЛ «С-2», подписной номер 13.00, знак окончания работы по переговорной таблице радиста. Текст не принят.
21 января 1940 года лидер «Минск», вышедший в сев часть Балтийского моря (на параллели о.Даго) для встречи с подводной лодкой «С-1», возвращавшейся в базу и слушавший на варианте волн для подводных лодок 1 Бригады донес в 02.41 «Слышу ПЛ «С-2», связи не имею». Командиру лидера «Минск» было дано приказание: «Продолжаете ли слышать ПЛ «С-2», по возможности вступите с ней в связь». Несмотря на ряд предпринятых на лидере попыток, связи с подводной лодкой «С-2» ему установить не удалось.
Только летом 2009 года тайна была разгадана - в шведских территориальных водах бала найдена С-2. Носовая часть субмарины имеет следы сильного взрыва, что говорит о том, что лодка подорвалась на морской мине. 17 августа 2010 года на борту финского корабля береговой обороны "Турсас" была проведена Церемония памяти экипажа советской подводной лодки С-2. На борту финского корабля находилась официальная делегация России во главе с послом России в Финляндии и родственниками погибших моряков. Вечная слава погибшим. Но вернемся в 1940 год.
Однако в море действовали не только относительно крупные подвоные лодки как "Щ" и "С". Следует отметить и действия подводных лодок типа «М». Обладая более скромными возможностями, чем «Щуки» и «Сталинцы», экипажи «Малюток» честно несли свою службу, попадая иногда в довольно тяжелые ситуации.
5 января 1940 года подводная лодка М-81 (старший лейтенант И.С.Кабо), действуя на шхерном фарватере в районе порта Котка, несколько раз садилась на мель, причем в последний раз так, что из воды показались рубка и антенные стойки. В момент когда лодка на короткое время "застряла на мели", на расстоянии 5-6 кбт от лодки показался торпедный катер противника. К счастью, он не заметил подводной лодки и скрылся в тумане. Вскоре «М-81» (VI бис серия) сумела самостоятельно сняться с мели и выйти на чистую воду. Получается, что лодка буквально «проползла» через банку и упала на глубину 15,5 метров. К счастью, винт и рули оказались неповрежденными. К вечеру 5 января подлодка заняла позицию № 4 в районе Юссаре. 9 января на субмарине было обнаружено повреждение в коллекторе, и «М-81» под электромоторами вернулась в Палдиски. Кстати, на борту подводной лодки в том походе находился "обеспечивающий" – командир 24-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И.Матвеев.
Тем «малюткам», что действовали в открытом море, приходилось нелегко. 15 января М-72 (старший лейтенант Н.Н.Кулыгин), несущая дозор в районе маяка Седершер, попала в шторм силой более 7 баллов. Удары волн достигали такой силы, что магнитный компас оказался выброшенным из нактоуза, а спавший в моторном отсеке моторист проснулся сидящим верхом на дизеле, через который он не перелетел потому, что зацепился штанами за термометр. Уход под воду не улучшил положения, так как на глубине 25 метров размахи качки достигали 40 градусов на борт, но все равно экипаж М-72 продолжал несение дозора.
Правда и после окончания патрулирования легче не стало. По возвращении в базу лодка попала в крупнобитый лед, и войти в Палдиски смогла только с помощью ледокола. Поход в сложных ледовых условиях достался «М-72» дорогой ценой: от напора льда лодка имела вмятины в ограждении рубки, у неё нарушилась герметичность торпедных аппаратов, а форштевень был свернут в сторону. Подлодка встала на ремонт, который из-за отсутствия заводских мощностей, затянулся.
Все это время лодки вели боевые действия, не встречая ответных мер со стороны противника. Но это не могло продолжаться все время и 7 января М-77 (старший лейтенант А.Е.Чемоданов), находившуюся в надводном положении, атаковал одиночный финский самолет, это был "Бристоль-Бульдог". Подводная лодка не смогла открыть огонь, так как 45-мм орудие было не готово к стрельбе. Потребовалось 20 минут, чтобы привести в боеспособное состояние 45-мм орудий «малютки», которое вышло из строя из-за сильного мороза (сгустилась смазка). По самолету был открыт редкий одиночный огонь из пулемета, так как пулеметный сальник обмерз и заедал (пулемет тоже подвел). Противник кружил над подводной лодкой в течение 20 минут, обстреливая корабль из пулемета, а затем сбросил бомбу, взорвавшуюся в 100-120 м за кормой. Все это время подводная лодка уклонялась от атаки, маневрировала по кривой, описывая петли. Только через 22 минуты орудие было отогрето и подводники, открыв огонь, отогнали самолет (всего было выпущено пять 45-мм снарядов и 20 пуль). 8 января субмарина благополучно прибыла в Палдиски.
19 января пришлось отбиваться от двух самолетов и экипажу С-1. Здесь даже удалось добиться успеха, один из самолетов был подбит огнем 45-мм орудия и сел на лед, а второй ушел в сторону берега.
Противолодочная оборона у противника, как такова, отсутствовала, и только один раз, 13 января Щ-324 после неудачной атаки группы судов у острова Экере была атакована глубинными бомбами. Днем 13 января она обнаружила конвой из трех транспортов («Аннеберг», Хебе» и «Боре I»), сторожевого корабля, тральщика и сторожевого катера. С дистанции 4 кбт «Щ-324» атаковала один из транспортов, но торпеда прошла за его кормой, а лодку выбросило на поверхность, и она подверглась безуспешной контратаке сил эскорта. По официальной советской версии «Щ-324» всплыла и стала отвечать огнем из своих 45-мм орудий. В перестрелке один из снарядов с лодки попал в глубинную бомбу сторожевика «Аура II» (бывшая яхта президента Финляндии, иногда указывают, что это бывший русский ТЩ, 550 т). Взрыв боезапаса мгновенно уничтожил корабль и он пошел ко дну с 25 членами экипажа во главе с лейтенантом Терё. По финской версии корабль погиб от самопроизвольного взрыва глубинной бомбы при контратаке подводной лодки. После гибели сторожевика финны прекратили преследование «Щ-324», моряки с которой насчитали шесть взрывов глубинных бомб.
Некоторые авторы, например П.В.Боженко отмечал, что были основания предполагать, что «Щуку» бомбили шведские миноносцы, так как после объявление блокады Швеция ввела эскортирование торговых судов кораблями Королевского флота. Но в любом случае, в целом действия лодок Краснознаменного Балтийского флота напоминали отработку учебных задач на полигоне.
5 января 1940 года Щ -311 находилась в надводном положении у плавучего маяка «Зюдост-Броттен». Шел густой снег, подмораживало В 14.12 сигнальщики обнаружили транспорт. На палубе парохода громоздились груды деревянных и железных бочек, на бортах хорошо видны накрашеные шведские флаги. На мостике лодки молча выжидали, куда двинется "нейтрал" после прохода плавмаяка. Пройдя его, пароход лег на курс 60 градусов. Все понятно!
В 14.40 хлопнул предупредительный выстрел и замигал лодочный прожектор: «Капитану прибыть с документами!». Транспорт увеличил ход до полного, но артиллеристы Щ-311 перешли на поражение, было выпущено 127 45-мм снарядов. В 15.00 пароход остановился, и команда начала спускать шлюпки. Лодка прекратила огонь, но злополучный «швед» никак не хотел тонуть. В 15.20 по неподвижному судну выпустили торпеду, которая неожиданно ушла вправо. Пришлось вновь открывать артогонь, сблизившись до 1,5 кбт. Как говорят, хорошо было видно название горящего судна – «Георг Финиш», порт приписки - Эреншельдсвик, в других источниках его называют "Фенрис" (484 брт). В 16.34 неудачливый «прорыватель блокады» опрокинулся на правый борт и затонул. Его команда высадилась на плавмаяк. Поскольку лодка продолжала лежать в дрейфе, на плавмаяке к 22 часам освободились от «мертвого якоря» и «плавучее навигационное средство» полным ходом ушло к побережью Швеции, как говориться, «от греха подальше». «Георг Финиш» - по словам моряков, а на самом деле - «Фенрис» стал последним судном, потопленным балтийскими подводниками - вмешалась погода. Правда его размеры Вершинин оценил в 2500 т, ))
Для справки: пароход "Фенрис" (Швеция) - 484 брт, потоплен Щ-311 в проливе Норра-Кваркен (Северный Кваркен) у плавучего маяка "Зюдост-Броттен" (63 градуса 20 минут 5 секунд северной широты, 20 градусов 13 минут восточной долготы). Потерь среди экипажа парохода не было.
Зима в тот год выдалась исключительно суровая, началось сильное ледообразование. Вернувшись в базу 17 января, командир подводной лодки Щ-309 капитан-лейтенант С.С.Веселов докладывал: «... носовая пушка обросла льдом и образовалась куча льда, а не пушка с ее барбетом». Замерз пролив Седра-Кваркен. Чтобы вырваться из ледового плена, Щ-324 19 января пришлось форсировать его в подводном положении. Лодка прошла под льдом 31,5 милю.
В тяжелое положение попала С-4 (капитан-лейтенант Д.С.Абросимов). Продираясь сквозь лед, она неожиданно встретила С-5 (капитан-лейтенант А.А.Бащенко), попавшую в такое же трудное положение. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы подводники не увидели канонерскую лодку «Красное Знамя», имевшую весьма прочный корпус. Следуя за канонерской лодкой как за ледоколом, 8 февраля обе лодки добрались до Либавы.
13 марта 1940 года в 12.00 военные действия прекратились. К этому времени подводные лодки С-1 и Щ-311 были награждены орденами Боевого Красного Знамени, а их командиры стали Героями Советского Союза. 21 апреля отметили и Щ-324 – лодка стала Краснознаменной, а капитан 3 ранга А.М.Коняев, ее командир – Героем Советского Союза. Казалось бы все хорошо, но...
Судя по архивным данным командование Краснознаменного Балтийского флота не особо стремилось проанализировать полученный опыт. Видимо, всех всё устраивало. Всего было потоплено 1 военный корабль (финский сторожевой корабль "Аура II" (564 т с 26 членами экипажа) и 5 торговых судов (1 финское и 4 нейтральных) общим тоннажем 7766 брт).
Правда, командиры подводных лодок жаловались на слишком большое количество указаний со стороны как штабов бригад, так и штаба флота. Артиллеристы «Сталинцев» считали необходимым иметь на своих лодках ручные дальномеры, а командиры «Щук» предлагали носовое 45-мм орудие заменить на трехдюймовку. Но в целом, флот остался доволен результатами генеральной репетиции....
А до 22 июня 1941 года оставалось чуть меньше полутора лет...