Найти в Дзене
Культура Урала

Неудобные вопросы про театральный этикет — как сходить в театр и не пожалеть

Оглавление

В наши дни, конечно, никто не ждет от зрителей кринолинов и смокингов. Но что тогда надеть? И правда ли, что нельзя входить в зал после третьего звонка? А как быть с напитками из буфета, если весь антракт простоял в очереди? И, самое главное, можно ли убегать в гардероб под финальные аплодисменты? Ко Дню театра отвечаем на самые неудобные вопросы про современный театральный этикет.

Театральный дресс-код и правила поведения менялись вместе с самим театром. В XIX веке от зрителей ждали платьев с шлейфами, драгоценностей и вееров или фраков с галстуками, дамы не приходили одни, а аплодировать можно было только мужчинам. За полтора века демократизировался и сам театр, и театральные манеры. С одной стороны, стало проще: вы можете пойти в любой театр независимо от профессии, социального статуса и наличия бриллиантов, – лишь бы билет был. С другой, театр – это по-прежнему особенное место, и визит туда – событие.

Выходит, правил стало меньше, но от этого не легче. Попробуем составить руководство по современным хорошим манерам вместе, чтобы предвкушение не превратилось в тревожное ожидание.

Что надеть?

-2

Стилист Ульяна Мейснер считает, что главное в театральном гардеробе – уместность:

«Чаще всего люди допускают две ошибки: либо одеваются в театр слишком небрежно (например, в одежду спортивного стиля), либо слишком вычурно – платье в пол, пайетки, яркий макияж».

Это подтверждают и сотрудники театра. Например, Семён Чирков (руководитель отдела по связям с общественностью театра «Урал Опера Балет») утверждает, что, хотя в классическом театре уже нет жесткого дресс-кода, «зрителя в шортах и кедах не прогонят, он на равных по своему билету пройдет в зал, но будет смотреться диковато».

В «Коляда-Театре», по словам заместителя директора Эки Вашакидзе, тоже нет определенного дресс-кода: некоторые зрители наряжаются, потому что это для них особенное мероприятие, а другие – просто приходят после работы в повседневной одежде. «Это дело каждого человека, конечно, в рамках приличия», – подтверждает Эка.

Чтобы театральным гардероб был уместным, вот несколько советов от стилиста Ульяны Мейснер:

Женщины могут выбрать элегантный костюм или коктейльное (но не вечернее!) платье. Если визит в театр запланирован после работы и нет возможности переодеться, то можно добавить к повседневному деловому костюму вечерние акценты: например, надеть шелковую струящуюся блузку вместо хлопковой рубашки, взять клатч, добавить вечерние украшения – серьги или подвеску.

Допустим, чуть более яркий, чем обычно, макияж – дополнительный блеск или стрелки, но не более, чтобы не впадать в крайность.

Для мужчин подойдет дресс-код smart casual: клубный пиджак, брюки чинос, удобная обувь – ботинки или полуботинки (не туфли, но и не кроссовки!). Предпочтение лучше отдать рубашке, но допустимо надеть футболку поло неяркого оттенка – темно-синего, черного или бордового.

Зрительный зал

-3

Проходить на свое место вдоль ряда нужно лицом к зрителям, которые уже заняли свои места. Если вы пропускаете соседей, нужно встать, чтобы они могли пройти.

Если ваши места оказались заняты, пожалуйста, сохраняйте учтивость: покажите свои билеты и вежливо попросите освободить ваши места. Если на одно место выписано два билета, обратитесь к администратору: его обязанность – решить эту проблему.

Во время спектакля нельзя разговаривать вслух, подпевать или подсказывать актерам, комментировать действие.

Бинокль – только для изучения сцены, не стоит рассматривать в него других зрителей.

Опоздание

-4

В театр, конечно, опаздывать нельзя, и после третьего звонка администраторы закрывают вход в зал. Но в жизни бывает разное, и всё равно зрители часто прибегают после начала действия.

Опоздавшие мешают и другим зрителям, и актерам. Поэтому общее правило – не пытаться зайти в зал самому, а обратиться к администратору.

«Администратор хорошо знает спектакль и зал, он еще до входа объяснит, как пройти на свое место. На какой-нибудь очень громкой музыкальной сцене зритель заходит и тихонечко проходит на свое место, никому не мешая», – Эка Вашакидзе поясняет, что после переезда на Ленина «Коляда-Театр» был вынужден перенести начало спектаклей в будни на 19:00, потому что из-за пробок зрители часто опаздывали.

В больших театрах вам могут предложить места поближе к краю, потому что пробираться через весь зал не принято. В этом случае пересесть на свое место по билету можно будет в антракте.

Телефон

-5

Поистине камень преткновения и боль всех современных театров. Мы ведь часто даже не замечаем, что проверяем телефон каждые пять минут.

Что делают зрители с телефоном во время спектакля (по данным неформального опроса сотрудников театра):

  • Забывают выключить звук или не знают, как это сделать;
  • Снимают фото и видео, иногда даже подняв телефон над головой (а экран при этом ярко светится в темноте);
  • Принимают входящие звонки, в том числе – обсуждают рабочие вопросы;
  • Подсвечивают экраном или фонариком программку;
  • Освещают путь, если по какой-то причине решили выйти или зайти;
  • Переписываются в мессенджерах или социальных сетях;
  • Показывают фото, видео или сообщение спутнику;
  • Играют в игры.

Список не полный, но реальный. Всё это – нельзя во время спектакля, потому что звук и светящиеся экраны мешают другим зрителям и актерам на сцене.

Лучшее, что вы можете для себя сделать в театре, – это просто отключить телефон и убрать его в сумку или карман до конца спектакля, полностью отдавшись происходящему на сцене.

Продолжение статьи читайте здесь

Материал Тины Гарник для Культура-Урала.РФ, фотографии Евгения Головкина