Пропажа свидетеля. СССР, 1972. Режиссер Владимир Назаров. Сценарист Борис Можаев. Актеры: Валерий Золотухин, Максим Мунзук, Марта Зориктуева, Артём Иноземцев, Людмила Максакова, Николай Крюков, Борис Юрченко, Алла Мещерякова и др. 16,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Назаров (1922–2001) поставил девять фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли «Хозяин тайги» и «Пропажа свидетеля».
Детектив «Пропажа свидетеля» — продолжение «Хозяина тайги» с тем же Валерием Золотухиным (1941-2013) в главной роли, но, увы, уже без Владимира Высоцкого (1938-1980).
В «Пропаже свидетеля» герой Валерия Золотухина занимается расследованием убийства ученого-зоолога…
Зрительский успех у «Пропажи свидетеля» был значительно меньше, чем у «Хозяина тайги», да и кинопресса писала о нем как-то походя… В частности, кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) упрекнула авторов «Пропажи свидетеля» в том, что они сделали персонажа Владимира Золотухина слишком серьезным (Хлоплянкина, 1972).
Киновед Александр Федоров
Дела давно минувших дней… СССР, 1973. Режиссер Владимир Шредель. Сценаристы: Александр Червинский, Анатолий Безуглов, Юрий Кларов. Актеры: Иван Насонов, Валерий Ольшанский, Михаил Лобанов, Пётр Меркурьев, Бруно Фрейндлих, Елизавета Уварова, Михаил Кокшенов, Виктор Перевалов, Наталья Четверикова, Владимир Этуш, Михаил Глузский, Николай Лавров и др. 16,5млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Шредель (1918–1993) за свою карьеру поставил 15 игровых лент разных жанров, но только два из них – остросюжетный фильм «Пятеро с неба» и детектив «Дела давно минувших дней» вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.
В фильме «Дела давно минувших дней» ведется расследование убийства антиквара…
Любопытно, что сегодняшние зрители воспринимают этот фильм и как серьезный детектив, и как пародию на него:
«Вчера впервые посмотрел этот фильм Владимира Шределя. Это пример того, как надо работать в детективном жанре. Смотрится с огромным интересом, несмотря на издержки времени. Все сделано профессионально, плюс очень сильные актерские работы» (Леонид).
«Фильм можно поставить в один ряд с картинами «Один из нас» и «Зеленый фургон». По сути дела, перед нами тонкая пародия на фильмы про чекистов и борьбу с уголовщиной в 20-е. … И сыщик, подражающий Шерлоку Холмсу, и воинствующий литератор-рапповец, и нищенствующая дворянка-старуха, и другие персонажи немного шаржированы, но без перегиба, с балансом на той тонкой грани, когда зритель вначале воспринимает действие всерьез, и лишь потом осознает розыгрыш. Такие фильмы требуют от режиссера очень большого мастерства, эрудиции и прекрасно развитого художественного вкуса. Зато зрители, смотря эту картину даже через много лет, получат истинное удовольствие» (Олег).
Киновед Александр Федоров
Пять минут страха. СССР, 1986. Режиссер Андрей Ладынин. Сценарист Сергей Высоцкий (по мотивам собственной повести "Анонимный заказчик"). Актеры: Анатолий Кузнецов, Евгений Герасимов, Леонид Куравлёв, Владимир Носик, Андрей Гусев и др. 16,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Андрей Ладынин (1938–2011) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но три из них – «Версия полковника Зорина», «Победитель» и «Пять минут страха» – вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Чтобы раскрыть преступление, оперативники принимают рискованное решение: подослать в банду своего человека...
Кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997) отозвался о детективе «Пять минут страха» вполне позитивно (Ревич, 1986: 15).
Этот детектив наверняка мог привлечь гораздо большую аудиторию, выйди он года на два–три раньше. В 1986 году уже началась перестройка, и общество волновали совсем другие темы и проблемы, кинопосещаемость (в том числе и фильмов детективного жанра) стала неуклонно падать, и только самые звездные детективные киноленты (например, «Десять негритят» С. Говорухина) могли собрать аудиторию свыше 30 млн. зрителей.
Мнения зрителей XXI века о «Пяти минутах страха» разделены на «за» и «против»:
«Фильм хороший, назидательный. В те годы … милиция занималась перевоспитанием не только преступников, но и вообще всех вокруг, кто под руку попадется. Особенно хороша сцена в театре, где милиционер разъясняет, что объект их интереса – бессовестный человек, еще только собирающийся совершить преступление. Через тридцать лет из документальных сериалов про советскую милицию мы узнали, что это только на экране органам делать было нечего, а в реальной жизни они не щадя живота гонялись за реальными маньяками, которых, оказывается, было пруд–пруди. В советском кино сложился также типаж тихого изготовителя отмычек, состоящего в хороших отношениях с милицией (обязательный атрибут – немного пришибленная положительная жена, предлагающая чай)» (Думитру).
«Один из самых скучных фильмов, которые я видел. Никакой интриги, все играют как придется, не стараясь. "Банда" вызывает смех, работники угро – скуку, прочие – вообще не заслуживают никаких слов. Но, может быть, великая правда фильма именно в этом: преступления совершают серые люди и попадаются они из–за своей глупости, несобранности, неизобретательности, в органах работать скучно, обывателям тоже скучно, хочется поиграть в хмырей–шерлоков» (Ф. Неш).
«Фильм ругать не буду, хотя, на мой взгляд, книга, по которой он снят, значительно интересней. Понравился Куравлев. Есть и другие неплохие актерские работы. А вот Герасимов раздражает – однотипно–однообразный, везде одинаковый, "ходульный" персонаж, слащавый и правильно–положительный, в общем, скучный. При этом ему почему–то не веришь» (Мартин).
«Чрезвычайно слабый, полулюбительского уровня фильм. В очередной раз разочаровывает Л. Куравлёв: весь талант актёра видимо израсходовался в его ранних ролях, когда артист был молод. Играет откровенно плохо, если не сказать бездарно. Даже если принять в качестве ''смягчающего обстоятельства '' бледную режиссуру и сценарные недоработки, это выглядит слабоватым ''алиби'' популярному актёру. Как много, оказывается, наснимали фильмов в советское время, которые лучше б и не видеть никогда. Выражаясь современным сленгом – отстой» (Архив).
Киновед Александр Федоров