Найти в Дзене
Елизавета Павлова

Как сохранить холодную голову, когда происходят все эти ужасные события: три конкретных совета

Оглавление

Страшно, очень страшно. И непонятно, что же думать, куда бежать. От ужасных новостей в телеграме и новостных лентах соцсетей невозможно оторваться – но каждая пугает всё сильнее. Так и листаешь страницу за страницей, и оцепенение сменяется тоскливой апатией: как жить в этом мире? Есть ли безопасный уголок? Куда прятаться, как защитить себя и близких?

Происходит непонятная страшная хрень и журналисты вместе с блогерами спешат оповестить о последних новостях – и тем самым всё сильнее пугают и ранят читающих.

Травма свидетеля

В психологии есть такое понятие: синдром свидетеля. Были исследования, которые показали: в ситуации травли, издевательств, жестокого обращения – наблюдатель переживает те же самые эмоции, что и непосредственно жертва. И получает ровно такого же размера травму, что и пострадавший.

То есть, когда школьный хулиган лупит главного ботана класса, а хулигановы дружки гыгыгыкают вокруг, травму получает не только ботан, который отмывает школьную сумку от плевков и пытается склеить обратно безнадёжно сломанные очки. Травмируются ещё и остальные дети, которые в ужасе наблюдают, прижимаясь к стенам школьного коридора и внутренне молясь, чтобы хулиган не переключился на них.

Вот и в ужасной ситуации трагедии, когда беспомощные жертвы пытались скрыться от террористов с огнестрельным оружием, а кто-то снимал это всё на телефон для истории и доказательств – такими свидетелями, получающими ровно такие же травмы, становятся почти все увидевшие.

И вопрос в том, что делать с такой травмой.

И тут надо кое-что важное сказать.

Мотивация как "надо бежать!"

Итак, когда случается некая ужасная ситуация, у человека включаются эмоции. Эмоции – это оценка. Это громкий сигнал: аларм! опасность! обрати внимание, что происходит! Это – оповещение об опасности.

То есть, эмоции человека мобилизуют на борьбу, активизируют его. В этом и состоит их работа.

А то вдруг человек не понял, что мы накануне грандиозного шухера и пора спасаться, пора бегом бежать? Эй, давай вставай! Пора, понеслись! Ломим через тайгу!

Вы ведь слышали о том, насколько экономная система наш мозг? Вот да, мозг – очень мощная, но обычно очень жадная конструкция. Раскочегаривать его работу по каждой ерунде – неэкономно и бессмысленно. Так что сигналы опасности уведомляют мозг именно об этом: произошло что-то важное, от чего зависит наша жизнь, так что встаём, собираемся, работаем! Случилось что-то, на что тратить силы не жалко.

Вставай, у нас проблемы
Вставай, у нас проблемы

Но в ситуации бездумного зависания в соцсетях и отслеживания всё более и более ужасных новостей мобилизация и мотивация становятся чрезмерной. И в реальные действия по спасению жизни не переходят. То есть, человек сидит, читает, ищет всё новые и новые ужасные подробности, всё сильнее мобилизуется.

Но как сидел, так и сидит.

Потому что непонятно, что ещё-то делать?

Этим принципом, кстати, регулярно пользуются пропагандисты и политтехнологи. Накрутить, запугать, поднять волну эмоций – и потом вкинуть простой призыв. По коням! Вперёд, на штурм! Хватай его!

И взбудораженная психика почти с удовольствием реагирует: ура, вперёд! Теперь хоть понятно, что делать. А то накрутили, напугали, взбудоражили. Адреналин в организме бушует и требует выхода. А тут хоть понятно, что делать: к оружию! вешать тех, стрелять этих! Давить, душить, наказывать, бить, ну и делать всё, к чему призывают ушлые спецы.

Вы, кстати, заметили, какую поддержку получили в последнее время призывы "вернуть смертную казнь"? Это тоже оно, это эффект выброса адреналина. Людям невыносимо просто смотреть, как ближние страдают и не делать ничего. А осознание, что гад понёс наказание – даёт разрядку и ощущение, что мой адреналин пошёл на дело. Вот, получи по заслугам, нечисть.

Это всё про мотивацию. У мотивации, вообще-то, разные уровни есть.

Вперёд, ребята! Все на Зимний дворец!
Вперёд, ребята! Все на Зимний дворец!

Уровни мотивации

Есть низкая мотивация: это когда человек просто лежит пластом и не шевелится. Да, он не тупой, он понимает, что можно сделать, чтобы улучшить жизнь. Но он не хочет. Ему лень. Организм просто не выделяет на это энергии (того самого адреналина), поэтому выглядит это как просто бесполезное лежание на диване.

Есть мотивация высокая и супервысокая: это то самое "вперёд, на абордаж!". Человек сильно мотивирован и очень активен. Мощный выброс адреналина требует немедленно двигаться, что-то делать, куда-то бежать, что-то крушить и ломать (нет, строить и созидать при высоком адреналине не получится, он не для того придуман – только крушить и ломать). Человек при этом чрезвычайно бодр и активен; другое дело, что долго с такой гиперстимуляцией не просуществуешь – человек выгорает. Устаёт, истощается, плохо себя чувствует. Падает настроение, нет сил, нужно восстановление после перенесённого стресса. Короче, минусов от гипервысокой мотивации чуть ли не больше, чем плюсов. Потому и нужна она очень-очень редко: только в ситуации непосредственной угрозы жизни. Стресс дорого обходится нашему организму, и запускать эту "машинку" есть смысл только тогда, когда встаёт вопрос жизни и смерти, не меньше.

Что-то регулярное и осмысленное делать человек может только, если мотивация оптимальная: достаточно сильная, чтобы встать с дивана, но не зашкаливающая, не выжигающая и не запредельная. Тут-то можно и учиться (ночами), делать проект по работе (месяцами, с полной отдачей, со сверхурочными и переработками), активно тренироваться и вообще делать что-то большое, но при этом достаточно сложное, что не выполнишь с наскока.

Так вот, лучше всего себя чувствуют те, кто сумел сохранить свою мотивацию в этой стрессовой ситуации оптимальной. Не такой, чтобы постоянно "выбивало пробки", но и не такой, чтобы "а, наплевать". Те, кому "пробки выбило" – уже находятся в "наплевать", и у них не найдётся сил на мобилизацию своих же ресурсов даже тогда, когда это активно понадобится (а оно может понадобиться).

Так что же делать?

Как же справляться? Как умудриться не запугать себя? Есть конкретные простые советы.

1. Перестаньте проигрывать в голове самый пугающий исход. Пугание – это этап эмоциональной мобилизации. Ну всё, вы себя уже мобилизовали, а что делать-то с этим будете? Продумайте план, конкретный план, в терминах "делай раз, делай два, делай три". Вот прямо: я буду делать вот то-то и это-то. А потом вот то и это. План должен быть максимально простым (потому что в стрессе не до сложных, многокомпонентных проектов) и однозначным. Обычно при переключении с активации лимбической системы (отвечающей за эмоции) на активацию лобных долей (отвечающих мышление, генерирование идей и планирование) человек отчётливо успокаивается. Вот и составляйте план; если вам спокойнее – запишите его. Просто переключитесь с режима "аааа, мы все умрём" на режим: "так, делаем вот что: вот это... потом вот это..."

А то часто план действий у многих выглядит вот так: мотивация огромна, адреналин шкалит, а что делать - пока что не думали
А то часто план действий у многих выглядит вот так: мотивация огромна, адреналин шкалит, а что делать - пока что не думали

2. Избегайте излишних раздражителей. Вот это самое "не листайте слишком много соцсетей". ОК, вы уже видели новости и теперь вы в курсе, что именно творится на белом свете; что именно вам даст ещё одна деталь? Особенно, если помнить, что ваша цель сию минуту – помощь себе и близким и реальные, эффективные, конкретные действия. Так что: вот и что вам даёт вот эта вот инфа? А вот эта? (не буду приводить примеров; сами вспомните). Ну и нафиг её. Важного в такой ситуации немного, и большую часть важных знаний вы уже имеете в своей голове, и точно не найдёте их в новостях последнего часа. (Видите? Видите, как при переключении на этот режим наступает отчётливое успокоение? Обычно не могут успокоиться те, кто с режима "эмоции" на режим "мышление" не могут переключиться, у них как будто бы какой-то тумблер заедает и они так и катаются в истериках. А если вы можете включить "холодную голову" и начать размышлять о конкретном плане – вас отпустит на глазах).

3. Очень и очень успокаивает включение режима "оценки вероятностей". Если есть возможность – прикиньте статистику. Знаю историю, как молодой человек не мог решиться и начать водить автомобиль. Машина у него уже была, права были получены. Но всё портила мысль: вот я выеду на дорогу, и тут же, обязательно попаду в аварию! Собью кого-нибудь! Задавлю насмерть! На дорогу в неположенном месте, перелезая через ограждение, на красный выскочит бабка с баулами, и я не успею затормозить! Она умрёт (ну конечно же, перееду её насмерть), и на меня обрушатся все последствия этого, ааааа! Суд, тюрьма, колония, давление следователей, меня сломают, меня будут пытать! Помогла ему перестать себя запугивать – та же статистика. Он взял данные по авариям за прошлый год, умножил на 2 (потому что прошлым годом тогда был 2020, тогда автомобильное движение было пожиже, чем в обычные года), прикинул количество аварий, рассчитал с учётом частоты планируемых выездов. Короче, вероятность попадания в аварию (просто в аварию! без сбивания пешехода! и уж тем более без смертельного исхода!) при разовом выезде оказалась 0,02%. Цифра выглядела успокаивающей, и молодой автолюбитель смог начать ездить.
Короче: невнятные цифры – пугают. Конкретные данные – помогают собраться и включить режим разумного мышления и адекватного принятия решений.

А что делать и как нам всем жить в таком мире, где может случиться всякая фигня, я напишу завтра.

______________________________

А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!