Тема этого дня «Чувства под запретом. Как быть?».
Чувства закрыть! Прекратить чувствовать! Так часто слышу эти фразы от клиентов.
Что может значить эта фраза?
Какой смысл ты вкладываешь в нее?
Забыть? Вытеснить в бессознательное? Подавить? Игнорировать? Прятать?
Чувства не уходят в никуда, они есть, они законны и значимы для человека. Быть чувствам под замком — значит сдерживать их проявление. Чувства не исчезнут. Вы живете с ними неосознанно. Они могут идти параллельно вашей мнимой и фантазийной сознательности. Чувствуете вы одно, а по факту живете компенсаторными стратегиями мышления и несуществующей в настоящем оценки событий своей жизни. Рождается состояние неудовлетворенности, без осознанности чувства зависают и возвращаются снова. Снова приходят ситуации, готовые открыть двери и отпустить их. Поскольку это уже тяжесть, ноша, якоря. Это путь к саморазрушению. И первое срабатывает — психосоматическое отреагирование, далее уход в создание фонов и компенсаций, путь трудоголизма, психологические диагнозы. Начало всему — желание свои чувства не осознавать, вытеснить, спрятать.
В диалогах с клиентом, с подавленными чувствами, часто звучит фраза "нормально", "так себе", "не знаю" , когда мы говорим о чувствах. Или "обида", "злость" - как сознательно созданное клише для того, чтобы не погружаться в осознание своих чувств. Во многом может быть постоянное - " раздражение", при этом все тот же запрет осознать свои чувства. Раздражение же - как напоминание о том, что за ширмой есть настоящие чувства.
1. Аффирмации помогают начать путь к принятию, а значит, и осознанию своих чувств.
Я признаю свои чувства
Я осознаю свои чувства.
Я живу в согласии с чувствами.
Я даю место и время чувствам в моей жизни.
Я чувствую и проживаю свои чувства в настоящем.
2. Осознание запретов. Поиск причин вытеснения чувств - это из детства. Мы вспоминаем отношения с родителями. Именно они впервые транслируют нам этот стиль реагирования - чувства под замок! Поскольку сами пребывают в этих запретных состояниях, а дети являются мощным триггером, то и ребенку передают те же установки. Дабы защитить свой чувствующий мир от внешних проявлений.
- Не чувствуй!
- Чувствуй себя плохо! (Н-р: Стыдись. Это не прилично. Ты не выносим.
- Ты не можешь этого чувствовать! (Н-р: Тут нечего боятся. Ты не можешь злится. Глупо обижаться. Нет повода для гнева. )
- Ты ошибаешься в своих чувствах! (Н-р: Этого надо стыдится. Для радости нет повода. Ты не обиделся, ты злишься. )
- Сдерживай свои чувства! (Н-р: Веди себя тише, скромнее. Не радуйся. Не спеши радоваться. Не плачь. Мужчины не плачут. Не огорчайся зря.
- Не говори о своих чувствах! Не показывай свои чувства! Ограничивай свои чувства! (Н-р: Ты можешь злится, но никогда не говори об этом. Ты можешь обижаться, но не показывай мне это. Ты можешь думать что хочешь, но не говори другим об этом.
3. Осознание деструктивных убеждений. Составляем список речевых высказываний о чувствах, или о тех чувствах которые под запретом.
- высказывания значимых взрослых в твоем детстве.
- присказки значимых людей в твоей жизни о чувствах в настоящем.
- твои собственный не эффективные речевые высказывания о чувствах.
4. Родовые сценарии. Для осознания причин реагирования можно вспомнить родовые истории связанные с чувствами, с проявлением или отказом от конкретных чувств. Поскольку мы можем повторять отказ от чувств из лояльности к своим предкам. Вспомните истории их жизни, обстоятельства их отказа от чувств. Какие чувства под запретом?
- Выразить благодарность опыту своих предков.
- Создайте благоприятный образ своих предков разрешающий (благословляющий вас на снятие запрета на чувства)
5. Намерение меняться. Осознавая каким образом мы подкрепляем свои запертые чувства, для нас открываются возможности для изменений формы мышления, через образы (моделируем новый) или словесные формы (аффирмации, новые утверждения). Идем путем позитивного мышления, создавая приятные, ценные фразы , которые будут нести и формировать для Вас новый опыт.
Пример формирования фразы:
- Старое утверждение : "Чувства - это для слабых", "Чувства делают тебя уязвимым", "Когда ты идешь за чувствами, ты себя не контролируешь"
- Новые утверждения : " Чувства - это возможности жить, яркой и счастливой жизнью", "Чувства благие наполняют меня ресурсом", " Когда ты идешь за чувствами, ты всегда знаешь чего хочешь и как можешь этого достичь".
Пример работы с образом:
- Бабушка отказалась от чувства любви, потому что ее выдали замуж за другого человека. Внучка видит образ металлической серой сетки в которой заперто ее сердце, высохшее как сухофрукт. Для всех женщин потомков, любовь - это высохшее чувства. Они проявляют себя сухо и скудно со своими любимыми.
- Делаем акцент на том, что у внучки есть возможность быть с любимым человеком, в отличии от ее бабушки. Она может открыть клетку и взяв в теплые руки любовь наполнить ее влагой. Приятные слова, которые шепчет девушка, как река наполняют сердце и оно становится больше, оживает. Девушка благодарит бабушку и дает ей в руки образ любви - ожившее сердце. Ее теплые слова - это подкрепление сердцу быть в любви и не пересыхать.
6. Действуй. Подкрепляй все возможности быть в состоянии чувствования себя. Твои чувства имеют право быть. Неприятные или сложные чувства признавай и осознавай причины их возникновения. Чувствование - это возможность проживания и завершения процесса в котором эти чувства зародились. Теплые и приятные чувства фиксируй словами благодарности, принятия.
7. Признавая чувства - позволяй им проявляться. Когда ты формируешь путь снятия запретов, ограничений, изменений убеждений относительно своих чувств. Важно! Позволяй своим чувствам проявляться, ищи экологичное и комфортное проявление своих чувств для себя и других. Если ты чувствуешь - это твоя ответственность. Оберегай свои чувства и проявляй деликатность к чувствам других, как бы другие их не проявляли. Уважая чувства других, ты уважаешь и ценишь свои чувства. Запреты снимаются, чувства освобождаются. Тяжелые чувства отпускаются - и мы освобождаемся от груза, становимся свободнее. Приятные чувства окрашиваются в яркие и глубокие состояния, наполняя нас ресурсом.
Начните свой путь к чувствам! Чувствуйте ! Будьте свободнее и счастливее.
Берегите себя.
https://www.b17.ru/chuykova_natalya/ - консультация психолога- Психосоматика/Отношения/Личное развитие.
https://www.b17.ru/trainings/psycho_somatic/ - группа "Психосоматика. Твое тело знает о тебе все."
© Уважайте права автора. Перепечатка статьи, фрагмента, цитаты возможна только с указанием название статьи, автора, ссылкой на источник.
Автор: Чуйкова Наталья
Психолог, Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru