На этой иллюстрации Обри Бёрдсли (годы жизни 1872-1898) смертного одра клоуна Пьеро, сделанной для журнала «The Savoy» в Лондоне – столице Англии – творец изображает то, что он сам описал как «странных персонажей-гермофродитов, бродящих туда-сюда в костюмах Пьеро». Весьма характерно для декадентского представления о том, что наша жизнь – это, прежде всего спектакль; именно поэтому здесь художник и создаёт театральную атмосферу.
К мертвенно-бледному лицу Пьеро, примирившегося со своей постелью, с брошенной на ближайший стул одеждой, подходят оживлённые, но крадущиеся буквально на цыпочках персонажи, которых зовут Арлекино, Панталеоне, Дотторе и Коломбина. Замысловато детализированные маскарадные костюмы этих последних фигур, их, несомненно, преувеличенная поза и попытка завлечь зрителя своеобразным шикающим жестом придают этой серьёзной сцене юмористический оттенок.
Фигура Пьеро – всегда грустного клоуна-пантомимы, жаждущего любви, была популярна в среде ранних модернистов и появлялась в работах таких мастеров, как Жорж Сёра (годы жизни 1859-1891), Поль Сезанн (годы жизни 1839-1906), Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973), Поль Верлен (годы жизни 1844-1896) и многих-многих других. Пьеро был такой популярной фигурой для многих просто потому, что его личность была уж слишком податливой.
Для декадентов Пьеро олицетворял собой их разочарование в идеализме немецкого философа Иммануила Канта (годы жизни 1724-1804); в свою очередь, символисты сочувствовали его страданиям и ранимой чувствительности; в то время как другие вообще использовали персонаж в своих личных поисках, дабы хорошенечко исследовать форму, линию и цвет. Забытый всеми Пьеро не раз появлялся в творчестве Бёрдсли, в том числе и в его иллюстрациях к литературному произведению английского поэта Эрнеста Доусона (годы жизни 1867-1900) под названием «Минуты Пьеро» (1897 год), в которых клоун навязчиво ассоциируется с белым цветом и изображается бледным, грустным и, конечно же, одиноким.
На этом конкретном изображении клоун Пьеро демонстрирует нам острое осознание собственной скоропостижной смерти – вполне возможно, это отражение личной смертности, которую всерьёз воспринимает сам творец. И действительно, в то время, когда Обри создавал этот рисунок, его здоровье постепенно угасало. Всё чаще прикованный к постели и неспособный полноценно работать, Бёрдсли сильно страдал от чахотки два последующих года, пока не умер в возрасте всего лишь двадцати пяти лет.
- Художник – Обри Бёрдсли
- Название – «Смерть Пьеро – Журнал „The Savoy“»
- Год создания – 1896
- Размеры – журнальная страница
- Материал – Иллюстрация для журнала
- Место нахождения – на страницах журнала «The Savoy» (выпуск № 4, август 1896 года)