Знаменитые вертолеты Ми-8 составляют основу воздушного флота ГТЛК, 196 из 373 ВС компании - это «восьмерки». С первого полета Ми-8 прошло много десятилетий, но модифицированные версии вертолета по-прежнему сверхвостребованы на рынке. Только с начала года компания передала в лизинг российским авиакомпаниям 5 Ми-8МТВ-1. Это новейшие борты с уникальными летно-техническими характеристиками - достойные представители самого массового, функционального и неизменно актуального семейства вертолетов. Сегодня расскажем, почему российскую авиацию невозможно представить без Ми-8.
Наш ответ Западу
Ми-8 появился в тот момент, когда мировое вертолетостроение переживало небывалый подъем. С 50-х годов ХХ века советские ученые в ОКБ Миля уже работали над многоцелевым аппаратом, тогда уже был Ми-4 – первый военно-транспортный вертолет Вооруженных сил. Работа над «гражданским» судном ускорилась благодаря «оттепели» и историческому визиту Никиты Хрущева в США в 1959 году. Там председатель Совета министров СССР стал пассажиром президентского Sikorsky S-58, в просторном салоне которого были не только комфортные кресла – уместилась даже барная стойка. Советские военные инженеры, разумеется, должны были превзойти американские разработки.
«Вертолетная революция» в СССР
2 августа 1962 года пилот Николай Лешин с одного из подмосковных аэродромов поднял в воздух экземпляр В-8А. От своих предшественников он отличался двумя двигателями и винтом с пятью лопастями. В тот день машина «повисела» в воздухе. Уже 17 сентября состоялся первый полноценный полет. Новейшее чудо советской инженерной мысли показали на воздушном параде в Тушине, а затем выставили на ВДНХ. В июне 1965 года Ми-8 стал звездой международного авиасалона в Ле-Бурже. Так в СССР свершилась еще одна революция – технологическая. В марте 1965 года в Казани было запущено серийное производство Ми-8. Там оно продолжается по сей день. Именно на казанском заводе ГТЛК размещает заказы на вертолеты, которые затем отправляются работать в разные уголки России и мира.
Вертолет 100 профессий
Российский Ми-8 покупают более 80 стран. Он настолько универсален, что его прозвали «вертолетом 100 профессий». А еще «трудягой», «рабочей лошадкой» и даже «таблеткой» (когда используют для нужд санитарной авиации). Во время войны в Афганистане называли «пчелой» – за то, что носился с одного аэродрома на другой, как пчела с цветка на цветок. А в боевой модификации обеспечивал огневое прикрытие военных колонн.
Ми-8 пользуется такой популярностью, что по количеству выпущенных экземпляров оставил позади и «Сикорского», и «Боинг». Спрос на «восьмерки» был такой высокий, что было запущено второе серийное производство в Улан-Удэ. В классе гражданских тяжелых вертолетов машина в количественном измерении удерживает 90% мирового рынка.
Этот вертолет способен добраться туда, куда другие не могут. Он доставляет почту, продукты и даже урны для голосования в труднодоступные места, перевозит людей, находит пропавших, тушит пожары. Так что для некоторых районов Ми-8 – залог выживания. С 2016 по 2023 гг. ГТЛК поставила 136 вертолетов в рамках программы по развитию лизинга с государственным финансированием. В 2023 г. ГТЛК разместила долгосрочный заказ на 86 вертолетов этого типа.
Новейший Ми-8МТВ-1
Возможности модернизации Ми-8 поистине неисчерпаемы. Совсем скоро, в начале апреля 2024 г., ГТЛК по программе «Развитие транспортной системы с применением механизма льготного лизинга с государственным софинансированием» передаст краснодарской авиакомпании АО НПК «ПАНХ» новейшую модель Ми-8МТВ-1.
Эти уникальные вертолеты могут использоваться практически в любых климатических условиях. Диапазон температур от -50 до +50 градусов Цельсия. Салон предназначенной для передачи «восьмерки» вмещает 22 сидения для служебных пассажиров. По контракту с ГТЛК подготовлены места под установку медицинских модулей, выполнена доработка для оборудования дополнительными топливными баками. Борты могут быть оснащены внешней подвеской для крупногабаритных грузов массой до 4 тонн.
Лизинг вертолетов от ГТЛК
Программы льготного лизинга ГТЛК действуют за счет бюджетных инвестиций и привлечения средств из внебюджетных источников. Они создавались для обновления российского воздушного флота и развития отечественного авиастроения.
«ГТЛК является крупнейшим в России заказчиком гражданских вертолетов и крупнейшим заказчиком «Казанского вертолетного завода». Мы разместили на КВЗ долгосрочный заказ на 80 вертолетов. Из них в 2024 г. мы передадим российским авиакомпаниям 40 вертолетов модификаций Ми-8. Способствуем как реализации гражданского госзаказа в авиастроении в соответствии с поручениями Президента РФ, так и наращиванию авиаперевозок», – отмечает генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
У ГТЛК действуют две программы льготного лизинга. Первая – с государственным софинансированием. Ее отличительные условия – льготная ставка при нулевом авансе, 40% стоимости вертолета компенсируется за счет бюджетной субсидии. Ни в каких других коммерческих сделках такие условия невозможны. Российские авиакомпании получили от ГТЛК уже 109 Ми-8 по таким договорам.
Вторая программа - это инвестпроект с использованием средств Фонда национального благосостояния. Главная особенность: нулевой аванс и льготная ставка на уровне 2,5%, что в 6 раз ниже ключевой ставки Центробанка. На таких условиях в 2024 году ГТЛК передаст 30 «восьмерок», а всего за 2023-2025 – 86.