Даже если мы этого не замечаем в моменте, за последние три года не только мир, но и мы с вами сильно изменились. Многие внешние изменения нам очевидны — гибридные офисы, удаленные команды, онлайн-покупки и прочее.
Но есть две вещи, которые изменили нас глубинно. Изменения эти ценностные, внутренние, которые трансформируют и нас, и бизнес.
Автор: Анна Власова — член Высшего экспертного совета кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, директор центра бизнес-образования «Харизма».
1. Аскеза и интроверсия как новый стиль жизни
Самый важный фокус — на себя, свое физическое и психологическое здоровье. На саморазвитие и поиск внутреннего баланса.
Количество стрессовых ситуаций и непредсказуемых внешних обстоятельств заставляет нас думать в первую очередь о себе: как быть живым, здоровым, как создать вокруг себя безопасную среду и пространство. Посмотрите на рост количества бизнесов, связанных с медициной, ретритов, психологов и коучей.
2. «Внутренние» критерии успеха вместо «внешних»
Уходит ориентир на деньги как основной элемент успеха. Критериями успешного человека становятся качество жизни, отдыха, количество поездок, семейное счастье и прочее.
Ты успешен — даже в глазах других — только тогда, когда у тебя высокий уровень внутреннего счастья. При этом внешний финансовый успех уже не является обязательным.
Именно отсюда идет тренд снижения интереса к технологическим новинкам и росту накоплений. Нам становится важнее чувство безопасности, чем обладание какими-то не сильно нужными вещами.
Это объясняет и снижение интереса к американской и европейской модели — и больший фокус на восток. А восток — это образец внутреннего фокуса и модели аскетизма.
Вы можете со мной поспорить — вполне возможно, написанное выше не про вас. Тренды и изменения не сразу очевидны, но почему-то сегодня я готова с ними согласиться.