Найти тему
UNTERTON

Диана Вриланд. Часть 3.

«Вы не обязаны быть красивой. Вы не должны красоту никому. Ни вашему супругу, ни возлюбленному, ни любовнику, ни коллегам по работе и уж тем более первому встречному мужчине на улице. Вы не должны красоту своей матери, своим детям и вообще не должны ее человечеству. Красота — это не рента, которую надо выплачивать, чтобы иметь право называться женщиной».

Диана Вриланд в объективе фотографа Гарри Бенсона, 1980 год
Диана Вриланд в объективе фотографа Гарри Бенсона, 1980 год

Суперзвезда

«Я ненавижу нарциссизм, но одобряю тщеславие»

Диану отличали ее авантюризм и чутье — она не боялась делать ставку на молодежь. В то время, когда на Beatles и «Британское нашествие» смотрели, как на пришельцев, Диана стремилась завести с ними знакомство.

Даже в довольно почтенном возрасте Вриланд продолжала вести светскую жизнь: она регулярно посещала культовый клуб Studio 54. Диана прекрасно понимала, что мода рождается не только на подиуме.

В 1960-е Диана буквально стала суперзвездой. Она дружила с Джеком Николсоном, графиней Виндзорской, Миком и Бьянкой Джаггер, Энди Уорхоллом, Ив Сен-Лораном, принцессой Маргарет, Джекки Кеннеди, Валентино. Когда Диана звала их к себе в гости на Парк-авеню, те бросали все и приезжали к ней, ведь попасть в Vogue означало подтвердить свой звездный статус.

Диана Вриланд и Энди Уорхолл
Диана Вриланд и Энди Уорхолл

Потеря за потерей

В 1966 году не стало Ричарда Вриланда, он умер от рака. Диана предпочитала не обсуждать болезнь с мужем, после его смерти она еще больше ударилась в работу.

Действия Вриланд в журнале все чаще не устраивали рекламодателей, ее шаги были слишком эксцентричными. Журнал зашел в тупик, клиенты жаловались. В 1971 году Диану уволили из Vogue без объяснения причин.

Вриланд была разбита, найти что-то сопоставимое с Vogue казалось невозможным. Но однажды ей позвонили из Metropolitan Museum.

Звонок из Metropolitan Museum

Когда Диана подняла трубку, оказалось, что директор музея, Томас Ховинг, лично позвонил ей, чтобы предложить должность консультанта. Была только одна загвоздка — отсутствие бюджета.

Для Дианы это не стало проблемой. Друзья и знакомые любезно согласились пожертвовать деньги музею.

В Институте костюма Диана проработала 14 лет, практически до самой смерти. Каждый год проводилась одна масштабная выставка. До прихода Вриланд в музей Институт костюма был достаточно скучным и консервативным местом, которое посещали только студенты.

Диана Вриланд в окружении моделей и актрис в костюмах и масках, подготовленных для выставки «Романтичная и роскошная мода Голливуда»,1974 год. Фото Francesco Scavullo/Condé Nast.
Диана Вриланд в окружении моделей и актрис в костюмах и масках, подготовленных для выставки «Романтичная и роскошная мода Голливуда»,1974 год. Фото Francesco Scavullo/Condé Nast.

Диана смогла оживить прошлое. Она достала с полок костюмы и надела их на манекены, покрасила стены, через вентиляцию наполнила залы благовониями — она сделала из прошлого шоу. Разумеется, у публики выставка вызвала огромный интерес.

«Если девочка из Гарлема это не поймет, то мы зря потратили силы и время».

Вриланд позирует перед музейной выставкой, 1976 год
Вриланд позирует перед музейной выставкой, 1976 год

С Дианой преобразился и ежегодный бал Met Gala. Раньше это был скорее не бал, а благотворительный ужин. Вриланд превратила его в одно из самых роскошных и знаковых светских мероприятий в мире.

Премьера ежегодной выставки моды Института костюма, так же известная как Met Gala,   1970-е годы
Премьера ежегодной выставки моды Института костюма, так же известная как Met Gala, 1970-е годы
Диана Вриланд и Ив Сен-Лоран, 1983 год
Диана Вриланд и Ив Сен-Лоран, 1983 год

Всего Диана создала 12 выставок. Темы были самые разные: «Мир Баленсиаги» в 1973 году, «Романтичная и роскошная мода Голливуда» в 1974-м, «Слава русского костюма» в 1976-м (ради этой выставки Диана лично ездила в СССР), «Костюмы Китая» в 1980-м, «Женщина XVIII века» в 1981-м.

Фотография с выставки «Слава русского костюма». Беспрецедентная экспозиция исторической русской одежды, никогда ранее не демонстрировавшаяся за пределами России. «Слава русского костюма» включала в себя более 100 ансамблей (городских, придворных и крестьянских), множество аксессуаров, представляющих 200-летнюю историю России с 1700 по 1900 годы, а также коллекцию археологических артефактов из фрагментов одежды и украшений XI и XII веков.
Фотография с выставки «Слава русского костюма». Беспрецедентная экспозиция исторической русской одежды, никогда ранее не демонстрировавшаяся за пределами России. «Слава русского костюма» включала в себя более 100 ансамблей (городских, придворных и крестьянских), множество аксессуаров, представляющих 200-летнюю историю России с 1700 по 1900 годы, а также коллекцию археологических артефактов из фрагментов одежды и украшений XI и XII веков.
Диана Вриланд демонстрирует свадебное платье Екатерины II, 1976 год. Фото Charles/New York Times.
Диана Вриланд демонстрирует свадебное платье Екатерины II, 1976 год. Фото Charles/New York Times.

Самой провокационной оказалась выставка, посвященная Иву Сен-Лорану. Впервые музей чествовал живого дизайнера — общественность обвиняла Диану в рекламе современного модельера.

«Ив Сен-Лоран: 25 лет дизайна» — двенадцатая ежегодная выставка костюмов, организованная Дианой Вриланд, и первая, которую Институт костюма полностью посвятил творчеству современника.
«Ив Сен-Лоран: 25 лет дизайна» — двенадцатая ежегодная выставка костюмов, организованная Дианой Вриланд, и первая, которую Институт костюма полностью посвятил творчеству современника.
Выставка «Ив Сен-Лоран: 25 лет дизайна» в Metropolitan Museum
Выставка «Ив Сен-Лоран: 25 лет дизайна» в Metropolitan Museum

В предисловии к каталогу выставки Вриланд написала о Сен-Лоране: «…В течение двадцати шести лет он поддерживает женскую одежду на одном и том же высоком уровне. За ним через океаны мира следуют женщины, которые выглядят молодо, живут молодо и остаются молодыми независимо от возраста… Половину времени его вдохновляет улица, а половину времени улица черпает свой стиль от Ива Сен-Лорана. Его автомобиль на улице — прет-а-порте, но за всем этим скрываются великолепные проекты его мастерской от кутюр, из которой вышли самые красивые и эффектные платья последней четверти века. Сегодня он, без сомнения, лидер всей моды».

Великая выдумщица

«Я верю в мечты. Я думаю, что мы воспринимаем эту жизнь только через мечты и воображение. По сути, это единственная знакомая нам реальность».

Иногда Диане приписывают склонность к фантазиям, в отрицательном смысле слова. Говорят, что она была выдумщицей, что некоторые ее рассказы не совпадают с реальными фактами. Что ж, Диана была выла великой выдумщицей, и в этом было свое очарование. Она любила рассказывать истории, любила представлять каким бы был мир, красота и идеалы.

— Диана, это правда или выдумка?— Правдумка.

В течении полувека Диана Вриланд оставалась трендсеттером. Она разглядела и сделала знаменитыми многие таланты. Ее энергия вдохновляла, а фантазия была безграничной. Она преобразила Harpers Bazaar, заново придумала Vogue и вдохнула новую жизнь в Metropolitan Museum.

К концу жизни ее зрение сильно ухудшилось. Диана любила говорить, что это от всех увиденных красивых вещей за столько лет. Последние годы она провела в кругу семьи. Дианы не стало в августе 1989 года.

В память о ней в 1993 году Институт костюма создал выставку «Диана Вриланд: неумеренный стиль».

Фотография выставки «Диана Вриланд: неумеренный стиль».
Фотография выставки «Диана Вриланд: неумеренный стиль».
Фотография выставки «Диана Вриланд: неумеренный стиль».
Фотография выставки «Диана Вриланд: неумеренный стиль».

Ранее материал был опубликован в нашем онлайн-журнале.