Найти в Дзене

«Хороший, плохой, свой». / Рецензия на фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» 1974 г.
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» 1974 г.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» - дебютный полнометражный проект Никиты Михалкова, и, одновременно, один из первых советских вестернов. Ни для кого не секрет, что при создании фильма режиссер в первую очередь опирался на «Долларовую трилогию» Серджио Леоне, состоящую из трех вестернов, которые сейчас считаются одними из лучших в истории. В «Свой среди чужих» перекочевала фабула (три разных по характеру и мотивам персонажа охотятся за золотом), образы некоторых персонажей (Александр Брылов, персонаж Никиты Михалкова, как внешне, так и внутренне является практически копией Сентенцы, персонажа Ли Ван Клиффа) и черты сценария (один из персонажей держит другого в плену и т.д.) из фильма «Хороший, плохой, злой» 1966 г. 

Сентенца из «Хорошего плохого злого» 1966 г.
Сентенца из «Хорошего плохого злого» 1966 г.

Александр Брылов из «Своего среди чужих» 1974 г.
Александр Брылов из «Своего среди чужих» 1974 г.

Одним из главных отличий этих фильмов является их бюджет. У Серджио Леоне он был огромен, это позволило показать Гражданскую войну в США во всей красе, однако у Михалкова такого бюджета, конечно, не было, несмотря на это, он пытался уместить тему Гражданской войны в России в полутрочасовой хронометраж, когда хронометраж «Хорошего, плохого, злого», в свою очередь, составлял более трех часов. Из-за этого первые 30 минут фильма переполнены событиями и персонажами, отчего становится тяжело уследить за происходящим, однако эта проблема довольно быстро пропадает.

Гражданская война «Хороший, плохой, злой».
Гражданская война «Хороший, плохой, злой».

Гражданская война в «Свой среди чужих».
Гражданская война в «Свой среди чужих».

 Касаемо актеров, Юрию Богатыреву, Александру Кайдановскому и Никите Михалкову, конечно, не удается превзойти харизму Клинта Иствуда, Ли Ван Клиффа и Илая Уоллока, но удается удержать её на достойном уровне. Перенеся историческое действие из середины 19-го века в начало 20-го Михалкову удалось уловить интересный, отдающий некой таинственностью, стиль России 20-х годов, основывая визуальную часть фильма, в большей степени на туманных пейзажах. Та новаторская динамическая исключительность, которая в свое время прославила фильмы Серджио Леоне, здесь создается не только за счет частых перестрелок, но и за счет постоянного движения камеры, простого, но очень действенного способа удержать внимание зрителя. Несмотря на то, что «Свой среди чужих, чужой среди своих» хоть и заметно уступает своему зарубежному прототипу, он всё равно является достойным представителем жанра вестерн.

7,4/10.

Кадр из «Своего среди чужих».
Кадр из «Своего среди чужих».