Памятная карточка для детей среднего и младшего возрастов
Многие коллекционеры бумажных денег не довольствуются тем, что собирают "только" денежные знаки своей области коллекционирования как можно более полно, но также охотно включают в свою коллекцию квитанции, которые имеют к этому определённое отношение и дополняют их. Например: чеки, векселя, монеты и медали, военные облигации, акции, долговые расписки, депозитарные расписки, сберегательные книжки, счета, открытки, вырезки из газет и т.д.
Сегодня в центре внимания находится документ, посвящённый окончанию периода инфляции. Представленная здесь памятная карточка была продана издательством Фридриха Зелига из Борна примерно через десять лет после окончания инфляции и напечатана на коричневатом картоне типографией Конрада Мюллера в Шкеудице-Лейпциге.
Картонная карточка имеет размеры 255 х 240 мм и снабжена четырёхстрочным заголовком "Памятная карточка / для / детей среднего и младшего возрастов / из самых тяжёлых времён Германии". Чуть ниже изображён нарисованный аверс 1 000-марковой банкноты Рейхсбанка от 15 декабря 1922 года, номиналом в один миллиард марок, в натуральную величину. Слева от банкноты находится таблица с указанием цен на отдельные товары и услуги в ноябре 1923 года. Например, мы узнаём, что в то время 1 фунт соли стоил 100 миллиардов, а стакан пива — 200 миллиардов марок. С другой стороны, есть список, информирующий о курсе доллара в то время. Если в январе 1918 года за один доллар США приходилось тратить всего 4,20 марки, то в декабре 1923 года эта цифра составляла 4 200 миллиардов марок. На основании следующей надписи «В январе 1924 — 1933 годов снова, как и в 1918 году, один доллар = 4,20 марки» можно сделать вывод о состоянии на 1933 год.
Под банкнотой изображена повседневная сцена, типичная для периода высокой инфляции. Очередь ожидающих женщин выстраивается перед продуктовым магазином, чтобы сделать ещё несколько быстрых покупок, прежде чем цены продолжат расти. Справа от него текст:
Картофель, хлеб с маслом. Мать получила всего несколько граммов. Не все так просто, как вы думаете. Потому что покупка была ограничена. Многие старые больные матери потеряли на войне сыновей. Нищая, но не отчаивающаяся, она получала своё скудное жалованье. Во время инфляции для многих деньги не имели значения. Там я продал свою камбалу. Когда я пришёл в себя, я превратился в нищего.
Текст напоминает об экономических трудностях того времени, а также о великих страданиях матерей, потерявших своих сыновей на войне. Но он также рассказывает о бедственном положении, которое вынудило некоторых владельцев земли продать её, и теперь у них остались бесполезные деньги.
Слева от повседневной сцены в тексте рассказывается о тех, кто получает прибыль от гиперинфляции:
Как вам сегодня нравятся события? Прекрасные часы они скоротали, наблюдая за происходящим. Даже в гостинице тогда и когда Вас встретили в компании. Похвала событиям: Марка разбита вдребезги! Пришли миллиарды. Такие бешеные деньги, были презираемы в мире. Но ваши деньги, дети, которые мы сберегли для вас? Ознакомьтесь с этими ценами здесь, выше. Дергайся, как муха, таким образом.
Спекулянты, такие как крупный промышленник Хьюго Стиннес, были алхимиками, которые превращали бумагу в золото. Они использовали заёмные деньги для покупки материальных ценностей – банков, отелей, фабрик, недвижимости, газет … – и погашали ссуды обесцененными деньгами. За границей также спекулировали немецкими деньгами. Но в середине сентября 1923 года ведущие банки США приостановили листинг немецких бумажных марок. В одной из газет сообщалось: "Банки считают, что ежедневно вычислять математические доли стоимости доллара нелепо и напрасно, поскольку практически немецкая валюта почти не находит покупателя. Даже спекуляции полностью отступили".