Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Мертвый сезон" (СССР, 1969), "Операция «Кобра» (СССР, 1961), "Часы остановились в полночь"(СССР, 1959): "за" и "против"

Операция «Кобра». СССР, 1961. Режиссер Дмитрий Васильев. Сценаристы В. Акишин, Игорь Луковский, Дмитрий Васильев. Актеры: Василий Макаров, Олег Жаков, Леонид Чубаров, Сталина Азаматова и др. 35,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Ровесник XX века – режиссер Дмитрий Васильев (1900–1984) за свою режиссерскую карьеру в кино поставил (самостоятельно) с десяток фильмов, некоторые из которых («Тайна вечной ночи», «Над Тиссой») имели немалый зрительский успех. Шпионский детектив «Операция «Кобра» также относится к этому числу.

…Доблестные советские пограничники срывают операцию Кобра», организованную западными спецслужбами…

Любопытно, что эта и сегодня находятся зрители, которые готовы спорить об этой наивной ленте.

«За»:

«Фильм понравился. Шпионы на высоте. Изобретательны, артистичны, хитры, коварны. Наши тоже, не дураки. … В фильме показан богатейший животный мир Памира снежный барс, его пристрелил пограничник, кобры, филины… Фашистский гад натравил кобру на нашу красавицу, и змея ее смертельно укусила. Но наш доктор Жаков успел сделать вакцину против яда кобры. … А враги, под видом филинов, в реактивных ранцах (видел такие в документальном фильме про шпионскую технику, пресловутый Бонд только через семь лет в таком ранце полетел, шифровались английские конспираторы, а мы открыто их технику показывали) перелетали нашу священную границу, но были сбиты меткими выстрелами наших героев–пограничников. Слава советским пограничникам, оберегавших мирную жизнь огромного СССР!» (Алекс).

«Фильм прекрасен, начиная с заставки. А собачка–шпион, с фотоаппаратом, резидент–наводчик с дыхательной трубкой, прекрасный животный мир гор!» (Алексан).

«Картина от начала и до финала держит в неослабном напряжении. Происходит это по причине почти полной непредсказуемости сюжета, что для фильмов про шпионов, само по себе – уже достижение. К несомненным плюсам стоит отнести неординарность 'шпионских фенечек, начиная от собаки–диверсанта и заканчивая совершенно фантастическим финалом. … Дополнительный балл можно поставить за оригинальность идеи, за отличную актёрскую игру, за чёткую последовательность событий. Но главное – за то, что шпионы на высоте, да и 'наши' не подкачали!» (Фридмон).

«Против»:

«На сегодняшний взгляд фильм, конечно, очень слабенький и наивный. Смотрел я его давно, помню красивую актрису Сталину Азаматову в роли Лютфи, время от времени подвергающуюся нападениям местной фауны, от барса до кобры, и всегда вовремя спасающего ее лейтенанта Умарова с безотказным пистолетом Стечкина. И злодея Отто Грига тоже помню, и этот полет шпиона на реактивном ранце, сбитого бдительным пограничником. Подобные сюжеты кочевали тогда из одного детектива в другой и порой служили материалом для литературных пародий» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Часы остановились в полночь. СССР, 1959. Режиссер Николай Фигуровский. Сценаристы Алесь Кучар, Николай Фигуровский. Актеры: Рита Гладунко, Дмитрий Орлов, Евгения Козырева, Юрий Боголюбов, Евгений Карнаухов, Анатолий Адоскин и др. 34,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Фигуровский (1923–2003) поставил всего шесть фильмов, из которых настоящий зрительский успех выпал на «военно–разведческую» ленту «Часы остановились в полночь», фильм для детей «Дети партизана» и мелодраму «Весенние грозы».

Михаил Костальцев пишет о фильме «Часы остановились в полночь» так: «В 1950-х на сцене Национального академического театра имени Я. Купалы шел спектакль «Это было в Минске» по пьесе Алеся Кучара. На ее основе он и создал сценарий фильма «Часы остановились в полночь». … На сцене Вильгельма фон Кауница (Кубе) играл Владимир Владомирский. В кино садиста-философа, раздающего детям конфеты накануне их казни, потрясающе воплотил Дмитрий Орлов, один из основателей Национального академического драматического театра имени М. Горького. Исполнительницу главной роли, актрису Купаловского театра Маргариту Гладунко, режиссеру Николаю Фигуровскому пришлось отстаивать: художественный совет был против. Но режиссер точно знал, чего хочет от персонажа — открытости и ранимости. Такой ее зрители и полюбили» (Костальцев, 2019).

Мнения сегодняшних кинозрителей об этом фильме, как обычно, разделились на «за» и «против».

«За»:

«Недавно была возможность пересмотреть этот чудесный фильм. Просто незаслуженно забыт талантливый фильм с потрясающей актрисой Ритой Гладунко» (Раиса).

«Отличный фильм, поставленный на реальных фактах, пусть и несколько наивный, но я лучше буду смотреть такие фильмы чем современную чепуху… Раньше советские фильмы показывали нам, каким должен быть человек… А кто скажет мне о чем вообще современные фильмы и какие моральные ценности она проповедуют? Ведь есть же у искусства воспитательная функция, так что воспитывают в современной молодежи эти фильмы?» (Иван).

«Неизгладимое впечатление на всю жизнь оставил просмотр этого фильма зимой 1959 года… Да будет всем известно, что фильм в кинотеатре демонстрировался цветным, прекрасно помню жаркий пылающий камин с раскаленными в нем щипцами и угрозой пытки ими, тем было ужаснее воздействие на зрителя цветной реальной картинкой, и – не только этим эпизодом. … Жаль, что при редкой демонстрации фильма по TV показывают дубликатный черно–белый вариант, а не цветной» (Лирик).

«Против»:

«Какую чепуху заставляли смотреть народ коммунисты СССР. Сколько поколений испорчено это идеологией» (Матиас).

Киновед Александр Федоров

-3

Мертвый сезон. СССР, 1969. Режиссер Савва Кулиш. Сценаристы Владимир Вайншток, Александр Шлепянов. Актеры: Донатас Банионис, Ролан Быков, Сергей Курилов, Геннадий Юхтин, Бруно Фрейндлих, Антс Эскола, Леонхард Мерзин, Эйнари Коппель, Маури Раус, Владимир Эренберг, Юри Ярвет, Анда Зайце, Светлана Коркошко, Лаймонас Норейка и др. 34,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Савва Кулиш (1936–2001) поставил всего шесть полнометражных игровых фильмов. Самым известным из них, конечно, был и остается шпионский детектив «Мертвый сезон».

За свою карьеру С. Кулиш поставил не так уж много фильмов («Комитет 19». «Взлет». «Сказки старого Арбата», «Трагедия в стиле рок», «Железный занавес»). И ни один из них не смог превзойти успеха его дебюта – шпионской драмы «Мертвый сезон».

В этой черно-белой картине, снятой в модной тогда манере cinema-verite’, Донатас Банионис сыграл резидента советской разведки, пытающегося выйти на след нацистского преступника в одной из западных стран. Сыграл по-своему достоверно, без патетики и сентиментальности.

Ключевым в фильме стал эпизод обмена матерых резидентов на границе «двух миров». Шагая навстречу, двое сильных, харизматичных мужчин лишь несколько секунд глядят друг другу в глаза. Однако этих секунд вполне достаточно, чтобы прочесть сходство судеб профессионалов своего дела...

И все-таки при всей своей «документальности» «Мертвый сезон» сейчас воспринимается, скорее, романтической историей, напоминающей знаменитую песню Б. Окуджавы о комиссарах в пыльных шлемах...

В год выхода в прокат у «Мертвого сезона» были хорошие отзывы в советской прессе.

Кинокритик Александр Караганов (1915–2007) в год выхода «Мертвого сезона» на экран писал, что это «хороший фильм. Он заметно выделяется из потока средних и просто посредственных фильмов, создатели которых больше уповают на остроту сюжета, чем на силу искусства. … Особенно много в этом смысле дает фильму исполнение роли советского разведчика артистом Банионисом. Он создает поразительно емкий образ, каждым своим поступком, решением, мыслью открывая все новые грани характера своего героя» (Караганов, 1969: 2).

Высокую оценку «Мертвому сезону» дал и кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997), отметив, что «ни одна другая разновидность кинопроизведений не ставит своего героя в столь жесткие рамки. Почти все время он находится в исключительной психологической ситуации – на острие ножа. Конечно, сюжетная острота в рассказе о человеке, который все время находится под угрозой смерти, история этого поединка поли, ума, мировоззрения продолжает оставаться весьма существенной стороной фильма, но она, эта острота, ничего не стоит, если за ней не стоит крупный, своеобразный характер. … Развернуть на таком узком пространстве объемный человеческий образ всегда трудная художественная задача» (Ревич, 1969: 140).

Практически все рецензенты обращали внимание высокий психологический уровень актерской игры. К примеру, А. Бейлин обосновано утверждал, что «в «Мертвом сезоне» Банионис раскрылся как актер, наделенный богатым внутренним миром, необыкновенно тонко мыслящий и чувствующий, достоверный во всем – в слове, во взгляде, в движении, в активном действии и в молчании» [Бейлин, 1970, с.78].

Уже в XXI веке киновед Виктор Филимонов в своей энциклопедической статье о творчестве С. Кулиша, думается, вполне резонно заметил, что в «Мертвом сезоне» «со стороны дистанции хорошо ощущается наивный «оттепельный» идеализм не только в толковании фигуры советского разведчика. Некая романтическая окраска ощущается и в идейном пафосе вещи, отстаивающей права человеческой личности перед посягательством на них тоталитарных политических систем. «Боец невидимого фронта» выступает как бы от лица некого совершенно идеального социума, призванного высшими силами справедливо карать зло, распространяющееся в мире» (Филимонов, 2010: 258).

Зрители XXI века по–прежнему высокого оценивают этот фильм:

«Многие из нас, наверняка, смотрели этот фильм сто раз и каждый раз, как первый. Фильм–наблюдение, фильм–размышление, фильм–предостережение... Умный, ни на что не похожий» (Людмила).

«Фильм потрясающий! Наверное, именно посмотрев когда–то этот фильм, прониклась уважением к нашим сотрудникам разведки. Банионис, как всегда само великолепие! Какие у него глаза, какое умное, спокойное лицо и мягкий голос! Истинный Талант! До сих пор пересматривая эту ленту, не могу оторваться от экрана, потому что перехватывает дыхание, когда вновь вижу сцену обмена разведчиками. Сколько напряжения и неподдельного драматизма» (Джолти).

«Фильм великий. В этом фильме всё совпадает – все прилажено друг к другу – музыка, игра актеров, атмосфера, сценарий. Все выверено, и именно поэтому этот фильм хочется пересматривать до бесконечности. … Как хорош в этом фильме Донатас Банионис, какой уникальный дуэт с Роланом Быковым! В этом фильме оба актеры продемонстрировали всю глубину своих актерских талантов! Это была не игра, это была целая жизнь!» (О. Дербин).

Киновед Александр Федоров