Нобелевский лауреат по психологии Даниэль Канеман составил модель мышления людей, которая объясняет «как мы принимаем решения».
Система 1 (или автопилот) предназначена для быстрых, автоматических и интуитивных решений.
Система 2 (или пилот) — медлительная, энергозатратная и предназначена для размышлений и принятия осознанных взвешенных решений.
«Пилот решает задачи, в которых нужно проявить гибкость мышления, например при взлете и посадке или в трудных условиях, в то время как автопилот отвечает за все действия, выполняемые автоматически. Пока все идет гладко, пилот полностью полагается на работу автопилота, не вникая, что же происходит у того внутри. Работа автопилота неочевидна для пилота. Автопилот принимает решения скрыто, в то время как решения пилота явные»
Автопилот работает всегда, и мы не осознаем его работу. Это подтвердили данные эксперимента.
В американских офисах с кухней рядом с чайником часто устанавливают «коробку честности», в которую сотрудники складывают деньги на восполнение затрат компании на чай/кофе и прочие расходники.
В ходе эксперимента на стену возле «коробки честности» повесили вырезанные из журнала глаза, в результате чего люди стали класть туда больше денег.
Сотрудники не всегда замечали «глаза» на стене, поскольку были заняты приготовлением чая или кофе. Но их автопилот все замечал и делал соответствующие выводы. Изображение наблюдающих глаз напоминало о социальных правилах, которым нужно следовать, если в комнате присутствуют другие люди. Пусть сами сотрудники и не осознавали этого, но они начинали вести себя честнее.
Автор книги «Взлом маркетинга» Фил Барден
переложил наработки психологии на сферу маркетинга и рекламы. И по его мнению, задача хорошего брендинга — это активировать работу автопилота и усыпить бдительность пилота.
Пока прочитала только 1 главу. Думаю, дальше будет много интересных историй. Рассказывать в других постах?