На ВДНХ в павильоне "Рабочий и колхозница" до 20.04.2024 работает выставка "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна". В экспозиции представлено более 400 подлинных предметов XIX века из частных коллекций : одежда, нижнее белье, аксессуары и прочие предметы обихода, многие из которых экспонируются для широкой публики впервые.
Выставка расположена на трех этажах и предлагает нам проследить изменчивость моды в XIX веке, которая реально менялась практически каждое десятилетие, причем весьма кардинально.
Итак, поехали !
Погружение в мир моды XIX века начинается с небольшого экскурса в историю одежды XVIII века, когда законодательницей моды была Франция, где зародился стиль рококо, запомнившийся всяческими "излишествами " в виде вышивок, кружев, бантов, буфов, жабо, россыпи пуговиц, а так же обуви на высоком каблуке с пряжками.
Но на рубеже веков происходит резкая смена стиля, обусловленная последствиями Великой Французской революции, которая привела к полной политической и экономической трансформации общества. Начинается эпоха неоклассицизма, взять курс на отказ от пышных форм в пользу "платьев-рубашек".
Источники вдохновения берутся из наследия Древней Греции и Древнего Рима. Женщины стремятся походить на античные мраморные статуи, дабы подчеркнуть свою принадлежность к новой общественно-политической философии.
К 1810 году женские платья начинают меняться, но тенденция на завышенную талию все еще в тренде.
А вот уже к 1820-му году мир охватывает новое направление в литературе и искусстве - романтизм. Поэзия лорда Байрона и Джона Китса, романы Вальтера Скотта не на шутку будоражат умы, особенно женские. Многие хотят быть похожими на книжных героинь.
Юбки начинают расширяться , линия талия стремиться к своему естественному расположению, рукава становятся пышнее. Чтобы платье не западало сзади используют турнюры в виде небольших подушечек или накрахмаленных воланов из марли.
Изменение силуэта и увеличение объема юбки стало требовать новых корсетов и новых нижних юбок, которые теперь стали стегать на вате.
В 1830-х тенденция на расширение юбки и особенно рукавов продолжается.
А вот уже в 1840-е годы происходит очередное изменение в восприятии женского образа. Отныне в моде бледный цвет лица, сдержанность, ограниченность движений становятся синонимами женской добродетели. В моду входит готическое Возрождение.
Линия талии занижается, корпус удлиняется, рукава максимально сужаются. Новое строение корсета не позволяет фигуре сгибаться в талии, что делает женщину поневоле статичной.
Но уже в следующих десятилетиях в 1850-60-е происходит обратное : рукава снова расширяются, особенно по нижнему краю, в моду входят съемные нижние белые рукава, юбки продолжают расширяться.
Платья начинают шить из двух частей : лифа и юбки, при чем к одной юбке шили два лифа, например, утренний и вечерний.
В моду входят платья с баской, ширина юбки продолжает расти. Листаем !
Однако, по мере увеличения ширины верхней юбки, нижние юбки " на вате" уже не справляются со своей функцией. Модницам приходилось одевать до 15 (!) нижних юбок, но и это не спасало ситуацию.
Появляются новые тренды : кринолины из ткани на конском волосе и надувные нижние юбки из каучука, называемые "атмосферическими", правда они имели один существенный недостаток - лопаться в самый неподходящий момент...
На смену им приходят каркасные нижние юбки на металлических обручах с турнюрами.
Листаем !
Кстати, использование кринолинов привело к резкому сокращению количества нижних юбок и ...обязательному ношению панталон, кои до середины XIX века активно высмеивались и были атрибутом карикатур.
Отныне панталоны стали неотъемлемой частью женского гардероба. Они представляли собой отдельные штанины на общем поясе , НЕ сшитые между собой, длиной до щиколотки, украшенные английским шитьем.
Появляются новые фасоны верхней женской одежды , например, казакин. Особую популярность приобретают съемные кружевные воротнички.
Листаем галерею !
С 1870-х годов начинается тенденция на стройность, в обиход входят новые модели корсетов, которые жестко формируют женское тело. Остро встал вопрос о потребности ношения кринолинов.
Фабриканты, сколотившие себе состояния на производстве каркасных юбок, еще долго будут лоббировать вопрос об их целесообразности и будут постоянно модернизировать модели, уменьшая их объем.
Платья становятся все более облегающими, что влечет за собой изменения в линейке моделей нижнего белья. Дамы все чаще начинают носить комбинации или камисоли с юбкой.
Воротники становятся высокими и узкими, лифы платьев копируют элементы мужского гардероба - пиджака или жилета. Традиционные плащи и накидки выходят из моды.
К ним на смену приходят пальто и жакеты, а так же доломан - верхняя одежда с широким рукавом и покроем, открывающим турнюр, и с длинными полочками.
В дневное время длина платьев была обычно чуть выше пола.
Кстати, синее платье с набивным рисунком (см фото выше) я уже видела ранее на выставке в ГИМ "Стиль большого города от кринолина до свитшота".
Вечерние туалеты и нижние юбки стали украшать шлейфами "по полу" или тренами (хвостами).
Листаем !
Два платья на выставке были " с биографией", т.е. известно , кому они принадлежали.
1890-е годы - это было время перемен, закат Викторианской эпохи. Женщины становятся более раскрепощенными, многие начинают работать, активно заниматься спортом и даже ездить на велосипеде.
Почти исчезают из обихода турнюры, юбки плавно расширяются к низу, женская фигура приобретает вид песочных часов. Одежда стала делиться на утреннюю, дневную и вечернюю. Доломаны и шали выходят из моды.
В 1900-х годах женский силуэт внезапно приобретает S-образную форму. Корпус, наклоненный вперед, пышная низкая грудь, объемная задняя часть, прогиб в пояснице должны были производит впечатление непринужденной естественности. В обиход вернулись турнюры, появились "бюстоулучшители", корсеты вновь были модернизированы.
Листаем !
Начало ХХ века - это время модерна. Этот стиль распространился почти на все сферы, включая нижнее белье. Первое десятилетие XX века станет эрой роскошного изысканного белья из натурального тончайшего батиста, украшенного кружевами и шелковыми лентами, такого больше уже никогда не будет.
Уже в 1910-е годы начинается тенденция на выпрямление силуэта. Лифы и юбки становятся узкими, талия завышается, силуэт вновь напоминает модели эпохи ампир, ведь приближалось столетие наполеоновских войн. В тренде скромность и нарочитая декоративность, повсеместно используются дорогие ткани -атласы, шифоны, платья декорируются кружевами.
Для тех, кто долистал до конца, небольшое видео по теме :
А впереди эпоха джаза, эмансипации, индустриализации и модные силуэты вновь кардинально изменяться.
Кстати, образы эпохи ар-деко были широко представлены на выставке в 2023 году :
Продолжение рассказа про выставку здесь :
Выставка работает до 20.04.24г. в павильоне "Рабочий и колхозница" !
- Уже были на выставке/планируете ?
#выставка #мода #стиль #вднх
___________________________________________________________________________________
- Всем добра и позитива !
- Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !