Маркетологи нужны в каждой компании, а крутые спецы могут зарабатывать побольше айтишников: вилка зарплат находится в диапазоне от 40 000 до 300 000 рублей. За что им так хорошо платят?
Маркетологи в диджитал делают так, чтобы продукт покупали. Они анализируют, какой аудитории продукт будет полезен, как о нем рассказывать, когда и на каких именно площадках это имеет смысл сделать. То есть занимаются тонко настраиваемой рекламой. И вот здесь начинаются нюансы.
Профессия диджитал-маркетолога развивается и дробится, выделяются новые, все более узкие специализации, по сути новые профессии. Интернет-маркетолог, email-маркетолог, SMM-маркетолог и многие другие — разные специалисты.
В этой статье рассказываем об одной из самых редких и при этом востребованных специализаций — о CRM-маркетологах (Client relationship management — управление отношениями с клиентами). Чем они отличаются от других маркетологов, зачем нужны бизнесу, какие знания и навыки необходимы для успешной работы и на что может рассчитывать крутой CRM-маркетолог.
Какие бывают специализации в диджитал-маркетинге
Чтобы разобраться с CRM-маркетологами, нужно определить, чем занимаются все остальные. Вот смотрите, пример.
Представим себе банк, который выпускает новый продукт — карту с кешбэком. Ему нужно рассказать об этом продукте текущим клиентам, а еще привлечь новых. Для этого есть большой отдел маркетинга.
Отделу маркетинга для нового продукта нужно создать страницу на сайте, запустить рекламу в «Гугле» и «Яндексе», написать статью в блоге и в каком-нибудь хорошем СМИ вроде «Банки.ру» и РБК. Поделиться новостью в соцсетях, сделать email-рассылку, отправить эсэмэски, обучить контакт-центр и операционистов рекламировать новую карту, чтобы те предлагали ее клиентам. Еще нужно сделать буклеты и прочую типографию, чтобы повесить в офисах банка и в крупных торговых центрах. Работы много, и потребуется целая команда спецов.
Интернет-маркетолог отвечает за присутствие и позиционирование продукта в интернете в целом. Он решает, какие каналы продвижения задействовать оптимальнее, чтобы вложенные в рекламу деньги принесли качественные заявки и окупились. Дальше он поставит задачи более узким специалистам.
SMM-щик, контент-маркетолог и пиарщик будут отвечать за массовые каналы, которые вещают сразу на большую аудиторию: «ВКонтакте», телеграм-канал, блоги, «Яндекс Дзен», СМИ и пр. А прямыми коммуникациями с пользователями (email-рассылка, СМС, мессенджеры и сайт) займется CRM-маркетолог.
CRM-маркетолог откроет CRM-систему, проанализирует данные о клиентах и создаст различные сегменты аудитории. Для каждого построит мини-стратегию — каскад персонализированных цепочек коммуникаций из нескольких каналов, которые мягко и ненавязчиво, но эффективно простимулируют к покупке.
Для лояльной группы, которая неплохо читает рассылку, запланирует промо (тут поможет email-маркетолог). Новым клиентам, которые только пришли на сайт, покажет поп-ап и пообещает новую карту с вкусным бонусом. Поколению постарше отправит СМС и подготовит к разговору операциониста: чтоб никаких страшных слов и умничанья!
Держателям кредиток расскажет в рассылке лайфхак: картой с кешбэком проще и выгоднее гасить кредит. Клиентам, которым светит перевыпуск карты, сразу предложит выпустить новую карту банка — здесь пригодится рассылка, пуш в приложении и чат-боте, звонок из контакт-центра и операционист в офисе банка в качестве последнего гвоздя, если остальные не справились. Ну и потом еще раз рассылкой полирнуть, выдержав пару недель.
CRM-маркетолог — один из самых редких специалистов на рынке. Это стратег и психолог в одном лице, который умеет собирать и анализировать данные о действиях, интересах и предпочтениях клиентов, чтобы на основе этих сведений выстроить эффективное, экологичное и персонализированное общение.
Результат работы CRM-маркетолога — лояльная аудитория с теплыми чувствами к бренду и рост повторных продаж.
Что нужно знать, чтобы стать CRM-маркетологом
Чтобы попасть в профессию CRM-маркетолога, нужно овладеть хард-скилами: изучить каналы коммуникации, освоить специализированные инструменты и сервисы по отправке рассылок и других маркетинговых кампаний, сбору и анализу данных и др. А еще необходимы знания основ копирайтинга, веб-дизайна, HTML-верстки.
Чтобы понимать, какие конкретно навыки нужно иметь и как их развивать, у CRM-маркетологов есть грейды: стажер, младший маркетолог — джун, мидл-маркетолог и сеньор — старший маркетолог.
Стажер
- Участвует в работе 1−3 проектов под руководством наставника, учится работать в команде.
- Изучает основы CRM-маркетинга: базовые термины, цели и задачи, основные метрики и правовые аспекты сферы рекламы.
- Учится создавать различные типы email-рассылок, знакомится с их целями и особенностями структуры, этапами работы.
- Осваивает основные сервисы работы с рассылками — ESP/CDP — на российском рынке и получает начальные навыки настройки, сегментации и работы с базой.
- Осваивает навыки деловой переписки, переговоров с клиентом и ведения проекта.
Младший маркетолог
- Активно участвует в 3−5 проектах. Общается с клиентами: учится работать с замечаниями клиентов и коллег, решать конфликтные ситуации. Поддерживает работу проектов, которые курирует старший маркетолог.
- Углубляет знания в CRM и email-маркетинге, уже хорошо владеет сервисами управления рассылками ESP/CDP, тестирует и отправляет массовые рассылки и настраивает автоматические сценарии отправки рассылок в ответ на определенные действия пользователей.
- Знает базовые требования к дизайну и верстке писем, учится создавать технические задания для других специалистов в команде.
- Знает основные показатели эффективности (метрики) маркетинговых активностей и их расчет. Прокачивает навыки анализа и эффективного взаимодействия с клиентской базой, практикуется в разработке программ лояльности.
- Развивает софт-скилы: тайм-менеджмент, клиентоориентированность, коммуникация и работа в команде.
Маркетолог
- Ведет 4−7 проектов, осваивает навыки внедрения CRM-маркетинга с нуля.
- Владеет знаниями и навыками в CRM-маркетинге на высоком уровне и следит за передовыми технологиями в маркетинге.
- Разрабатывает и настраивает автоматические маркетинговые сценарии, использует различные сервисы для анализа рынка и конкурентов, умеет разрабатывать и реализовывать стратегии CRM-маркетинга.
- Развивает навыки в формировании клиентского профиля, составлении рекомендаций по наращиванию базы, сегментации базы и определении потребностей сегментов. Эффективно использует дополнительные каналы: СМС, пуши, мессенджеры.
- Участвует в разработке лендингов и сайтов и руководит командой, участвует в создании нестандартных маркетинговых кампаний.
- Самостоятельно управляет клиентскими проектами и командами.
Старший маркетолог
- Управляет 4−7 проектами, уверенно внедряет CRM-маркетинг с нуля.
- Глубоко разбирается в создании стратегий, цепочек коммуникаций, владеет системами автоматизации CRM-маркетинга на продвинутом уровне.
- Работает с клиентской базой, разрабатывает программы лояльности и настраивает омниканальные коммуникации — использование сразу большого количества каналов для влияния на покупательскую активность аудитории.
- Анализирует рынок и конкурентов, глубоко разбирается в тестировании и методах анализа. Формирует ключевые метрики и показатели эффективности.
- Владеет технологией проведения совещаний и брифингов с клиентом, умеет презентовать результаты и защищать работу коллег.
- Управляет созданием сайтов и спецпроектов, работает с внешними подрядчиками, создает креативные идеи и разрабатывает стратегии.
- Умеет планировать проекты, контролировать сроки и давать обратную связь. Курирует новых сотрудников и участвует в подборе команды.
Как стать CRM-маркетологом с нуля
Есть 3 пути, которые приведут к освоению профессии CRM-маркетолога.
1. Самообучение
YouTube, книги, форумы, телеграм-каналы, блоги и так далее. Этот путь к профессии самый дешевый, но длинный, потому что в нем нет системности. К тому же у вас не будет возможности попрактиковаться на реальных примерах или спросить совета у старших коллег.
2. Онлайн-обучение
Пройти курс можно на одной из образовательных платформ и в специализированном агентстве.
Курс-практикум «Профессия CRM-маркетолог» от Inbox Marketing разработан так, чтобы через 6 месяцев обучения вы овладели всеми базовыми знаниями и навыками, получили фидбэк и практические советы экспертов сферы и были готовы устроиться на работу.
3. Стажировка
Так вы окунетесь в профессию и сразу узнаете ее изнутри. Плюсов много: быстрое погружение, работа бок о бок с действующими специалистами и возможность трудоустройства сразу после обучения.
Но и минусы найдутся. Чаще всего стажировка не оплачивается или оплачивается частично. Больше об этом пути читайте в нашей статье «Как правильно выбрать стажировку, чтобы получить профессию, а не “подарить” свой труд недобросовестному работодателю».
На момент написания статьи очевидны две вещи:
⚡️Маркетинговые технологии тяготеют к персонализации, и, кажется, этот тренд только усиливается;
⚡️Профессия CRM-маркетолога довольно новая, и квалифицированных специалистов не хватает.