Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Подарки по телефону" (СССР, 1978), "Ночное происшествие" (СССР, 1981), "Он был не один" (СССР, 1969): "за" и "против"

Ночное происшествие. СССР, 1981. Режиссер Вениамин Дорман. Сценарист Владлен Бахнов (по одноименной повести В. Морозова). Актеры: Пётр Вельяминов, Галина Польских, Алексей Жарков, Юрий Каюров, Борис Сморчков, Валентина Грушина, Наталья Назарова, Татьяна Пельтцер, Юрий Волынцев и др. 19,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Вениамин Дорман (1927–1988) за свою карьеру поставил 19 полнометражных игровых фильмов разных жанров, многие из которых («Штрафной удар», «Легкая жизнь», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Земля, до востребования», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Ночное происшествие», «Похищение Савойи», «Медный ангел») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Следователь Митин ведет расследование запутанного дела, связанного с нападением на женщину…

В год выхода этого детектива на экран и зрители и кинопресса встретили его доброжелательно.

В рецензии в «Советском экране» отмечалось, что «фильм «Ночное происшествие», несмотря на некоторые его просчеты и известную условность жанра, вполне соотносится с действительностью. Прежде всего потому, что режиссера В. Дормана интересует, помимо сюжета, многое вокруг него. Прежде всего человеческая судьба. В «Ночном происшествии» это судьба Воронова (А. Жарков), водителя такси, заподозренного в преступлении. Образ этого парня неоднозначен и открывается нам постепенно из его поступков, из собственных его рассказов, из характеристик окружающих — и создается портрет человека, когда–то оступившегося, но честного, наделенного чувством справедливости. В фильме есть точные психологические наблюдения, детали, живой диалог. Фильм населен реальными, узнаваемыми людьми» (Козлов, 1981).

А вот мнения сегодняшних зрителей о «Ночном происшествии» существенно разнятся:

«Это интереснейший фильм, один из лучших советских детективов, очень захватывающий. Да и актёры собраны замечательные. Какая дуэль следователя и преступницы, неожиданная развязка... Держит в напряжении до самого конца» (Илья).

«Из детективов семидесятых–восьмидесятых, этот фильм входит в десятку лучших. Интересный сюжет, крепкая режиссура, прекрасная игра актёров – вот слагаемые успеха картины. Как всегда великолепны Г. Польских и П. Вельяминов, однако позволю себе обратить внимание и на отличную игру Алексея Жаркова, сумевшего сыграть человека с судимостью, однако способного при этом убедить следователя в своей невиновности, по сути, не словами, а собственной личностью» (И. Ивлев).

«А мне вот фильм абсолютно не понравился. Сюжет вроде и не избитый, а исполнение как–то... хромает... И советская милиция весь фильм – как дети малые – то здесь проколются, то там... Диалоги какие–то явно непрофессиональные... И переигрывают зачастую» (Борис И.).

Киновед Александр Федоров

-2

Он был не один. СССР, 1969/1970. Режиссер Захид Сабитов. Сценаристы Игорь Луковский, Загид Сабитов. Актеры: Шухрат Иргашев, Рудольф Аллаберт, Михаил Погоржельский, Владислав Стржельчик, Клеон Протасов, Олев Эскола и др. 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Захид Сабитов (1909–1982) поставил 13 фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только остросюжетный про советского разведчика в годы Великой Отечественной войны – «Он был не один».

Советский летчик-штурман, оказавшись в тылу врага, пробирается на немецкую подлодку…

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме серьезно расходятся:

«Жванецкий и Задорнов нервно курили в стороне! Полный маразм! Сбитый летчик–узбек вступил в ряды сопротивления, переоделся немецким офицером и попал на подводную лодку! Слава узбекским подводникам! Ржал в голос» (В. Гоблин).

«Фильм снят почти пародийно, но один раз посмотреть можно, потому что не очень скучный» (Антон).

«Гальфур Умаканов – сын известных ташкентских супругов–врачей, по происхождению поволжских немцев, был усыновлен узбекским комиссаром Тахиром Умакановым. Будучи наделен абсолютно европейской внешностью, но с неарийской фамилией, стал военным летчиком. … В остальном все так и было. Самолет плюхнулся у берегов Норвегии, летчик чудом выжил. В госпитале заговорил по–немецки, что и решило его дальнейшую судьбу – не отправили в тюрьму. Сослался на то, что документы потеряны, искусно изображал потерявшего память. Правда, на подводную лодку не проникал. И офицером, тем более не был. В штабе ВМФ немецкого командования в Норвегии, служил... электриком! На него вышла советская разведка, и он помогал копировать некоторые документы. После войны вернулся в СССР. Отсидел 10 лет в Казахстане, потом жил в селе Ленгер... В 1960–х вернулся в Узбекистан, написал подробное письмо узбекскому руководству. В 1970–х, благодаря заступничеству Ш. Рашидова был восстановлен в партии, представлен к Звезде Героя. Награду все же решили не давать, ограничились орденом попроще. Умер в дни Московской Олимпиады 1980 года» (А. Банцикин).

Киновед Александр Федоров

-3

Подарки по телефону. СССР, 1978. Режиссер Алоиз Бренч. Сценарист Андрис Колбергс. Актеры: Стасис Петронайтис, Эугения Плешките, Харийс Лиепиньш, Хелга Данцберга, Петерис Лиепиньш, Паул Буткевич, Интс Буранс, Виктор Плют, Ивар Калныньш, Гунарс Цилинский и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алоиз Бренч (1929–1998) – автор известных детективов. Большим успехом у зрителей пользовался его сериал «Долгая дорога в дюнах»… Всего А. Бренч поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Двойной капкан», «Свет в конце тоннеля», «Тройная проверка», «24–25» не возвращается», «Шах королеве бриллиантов», «Когда дождь и ветер стучат в окно», «Подарки по телефону», «Быть лишним», «Ключи от рая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Драка в товарном вагоне. Опрокидывающийся грузовик, наполненный бутылками. Вечеринка современных акселератов. Окровавленное лицо. Варьете с танцовщицами. Бегущий человек. Драка среди разбивающихся вдребезги аквариумов. Резкая, динамичная музыка. Примерно так выглядел рекламный ролик фильма Алоиза Бренча «Подарки по телефону». Очередной боевик? Нет, и хотя эти сцены действительно, есть в фильме, он выгодно отличается от такого рода лент серьезным, вдумчивым отношением к материалу. Перед нами – психологический детектив. Причем, в центре картины не опасная работа оперативников — как, например, в фильмах «24—25 не возвращается» и «Свет в конце тоннеля» того же А. Бренча, не разоблачение порочного мира преступности («Ключи от рая», «Быть лишним»), а трагедия обыкновенного человека — машиниста состава «Рига—Клайпеда» Петерсона (С. Петронайтис), которого пытается использовать в своих целях организованная банда.

Впрочем, и такой поворот сюжета нельзя назвать открытием. Борьба или бессилие одиночки против представителей зла на Земле — эта тема тоже не нова в мировом кинематографе... Но авторы «Подарков по телефону» сумели открыть в этой теме новую грань. Их интересуют, прежде всего, человеческие характеры, поступки, непростые моральные проблемы, стоящие перед главным героем фильма. Ситуация, в которую попадает Петерсон, почти безвыходная: получая крупные суммы денег от неизвестных лиц, он понимает, что втянут в преступную игру. Принять ее правила — значит, стать самому преступником. Пойти в милицию, не имея веских доказательств, значит, подвергнуть риску себя и своих детей: банда на свободе, она может жестоко отомстить. Петерсон пытается найти некий третий выход — разоблачить преступников самому...

А. Бренч разрабатывает детективную тематику последовательно и плодотворно, доказывая, что это не второстепенный жанр. … Детектив дает возможность показать человека в критических ситуациях, то есть обнажить его даже ранее скрытые черты, как низкие, так и благородные. Именно в этом жанре Алоиз Бренч нашел свое призвание. Каждый новый фильм режиссера сделан с еще большим мастерством, чем предыдущий. Характеры героев фильм разрабатываются более глубоко и интересно. В «Подарки по телефону» неожиданно вторгаются элементы поэтического кино, с его непременным «рапидом». Никаких лишних деталей, необязательных сцен. Жесткий монтажный режим, четкий ритм, безукоризненные трюковые съемки (у Бренча всегда заняты отличные каскадеры), единство музыки и изображения. … Алоиз Бренч исследует преступность как социальное зло, стремится выявить его корни и истоки, причины существования. Режиссера интересуют не только профессиональные качества сотрудников сыска, но прежде всего нравственное превосходство: над преступниками. Все это делает произведения Бренча явлением незаурядным. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что фильм режиссера – хороший подарок для любителей детективов.

Мнения зрителей XXI века о «Подарках по телефону» резко разделяются на «за» и «против»:

«За»:

«Фильм отличный, очень хорошо сработан и имеет сильный сюжет. О качестве фильма говорю лишь в сравнении с аналогичными "профессиональными" фильмами» (Андриан).

«Мне этот фильм понравился. Один из лучших фильмов Рижской киностудии. Есть и интригующий сюжет, вполне связный и логичный сценарий, есть живые, жизненные персонажи, неплохой подбор актеров, хорошая музыка, немало удачных съемок. Создателям фильма удалось соблюсти меру между интригой и реализмом, между лиризмом и героизмом. Разумеется, при желании в фильме можно найти и определенные недостатки, натяжки и, само собой, вездесущие киноляпы. Но их не очень много, и они почти не раздражают в отличие от большинства других фильмов на криминальную тему» (Руал).

«Против»:

«Фильм производит впечатление пародии на детектив. Тут ругали "Черный бизнес" за это, но "Черный бизнес" – серьезнейший детектив в сравнении с "Подарками по телефону". Фильм сделан так, как будто рижский угрозыск и ОБХСС не знали методов оперативно–агентурной работы» (Сергей).

«Тоскливое зрелище – масса достойных талантливых актеров сплотились в скучнейшее нечто с опереточными злодеями, нелепыми персонажами, примитивными диалогами и прекрасной узнаваемой фирменной музыкой Раймонда нашего любимого Паулса» (Анастасия).

Киновед Александр Федоров