Пандемия новой коронавирусной инфекции сделала заметными узкие места в системе медпомощи. Прежде всего, это нехватка медицинских кадров на разных уровнях — в поликлинике, скорой помощи, стационарном звене. Хорошая новость: признавая проблему, легче оценить её трезво и предложить решение. Размышляем, как системе здравоохранения, особенно в регионах, могут помочь технологии.
Какие ещё проблемы помогла увидеть пандемия
● Долгое ожидание приёма врача — как в записи, так и в физической очереди в регистратуре.
● Недоступность специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи — сложное лечение всё ещё можно пройти только в федеральных медцентрах.
● Трудности транспортировки пациента — для получения лечения нужно преодолеть большие расстояния до центра региона, а в сложных случаях приходится добираться до Москвы или других крупных городов.
Каких врачей не хватает системе
Например, в Ярославской области есть недостаток врачей и среднего медицинского персонала — чаще всего из-за оттока специалистов в Москву. В регионе не хватает анестезиологов-реаниматологов, хирургов, фельдшеров скорой помощи и медсестер.
В Смоленской области похожая ситуация — нехватка медицинских кадров и почти 18% вакантных ставок. Специалисты переезжают в соседние более крупные и экономически развитые регионы.
В Псковской области сохраняется дефицит кадров, хотя за последний год количество вакансий сократилось вдвое. Но проблема остается актуальной, особенно при экстренных нагрузках на систему.
Почему в регионах не хватает врачей
Высокая нагрузка и низкое вознаграждение
Медперсонал сталкивается с серьёзными нагрузками без соразмерного увеличения зарплаты. Проблема усугубляется в экстренных условиях — например, в пандемию: заболеваемость среди врачей и сложности с получением положенных выплат увеличивают отток специалистов.
Старение населения
Очереди на приём врача в ряде регионов достигают более полугода. Среди причин — старение населения, увеличивающее спрос на медицинские услуги, и необходимость инвестиций в здравоохранение. Среднее время ожидания первичного амбулаторного приема в 2023 году составило от 21 до 24 дней, а в некоторых специализациях — более 42 дней.
Как здесь могут помочь технологии
Онлайн-запись к врачу
Автоматизированная запись поможет пациентам избежать длительного ожидания в очереди в регистратуре. Система позволит выбрать удобное время для посещения врача, а врачу — оптимизировать рабочий график. Сервис показывает свободные окна в режиме реального времени, и у пациента есть возможность спокойно принять решение.
Перевод повторных приемов в онлайн
Пациентам, которым нужна повторная консультация или контрольный осмотр, можно предложить онлайн-формат. Это освободит время врача для приема новых пациентов и снизит нагрузку на поликлиники.
Внедрение телемедицинских сервисов
Главная задача сервиса — доступность, особенно для пациентов в удалённых и малонаселённых районах. Внедрение телемедицины снизит затраты на дорогу и сбережет ценное время ожидания в очереди. А ещё технология поможет в дистанционном мониторинге пациентов с хроническими заболеваниями.
Оптимизация работы врача
Электронный документооборот позволит врачу сосредоточиться на главном — работе с пациентами. Стоит вложить немного времени в обучение технологиям, и врач будет чувствовать себя комфортно и быстро решать рутинные задачи.
Оцифровать медицину целого региона — это реально?
«Медлайнсофт» автоматизирует здравоохранение 13 лет. С 2010 года мы реализовали несколько проектов для ЕМИАС Москвы, создали региональный сегмент ЕГИСЗ для Ярославской области, запустили пилотные проекты для федеральных фондов ОМС и социального страхования. Нашу платформу «Медтера Телемедицина» используют и флагманские федеральные медцентры, такие, как ФНКЦ ФМБА России, который занимается сложным хирургическим лечением пациентов со всей России. У нас есть уникальный опыт автоматизации амбулаторных клиник и стационаров на сотни коек в пределах целого региона. Мы побывали во многих регионах России, чтобы сравнить практики и лучше приземлить платформу под разные задачи края, и хорошо знаем, о чём говорим.
Ещё больше реальных практик телемедицины и технологий для работы врача, опыт больших и малых клиник — в нашем телеграм-канале https://t.me/medtera_telemed