Привет, друзья.
Знаете, было время когда люди целыми семьями уходили из родных мест в надежде найти вольную жизнь. Уходили не только от бедности, уходили от навязанного уклада жизни, когда человек чувствуя внутренний протест не мог развернуться так, как хотелось бы. Уходили от притеснений и унижений своих же, считающих изворотливость, умение унизить и обмануть признаком ума, доброту принимающих за слабость, любовь — за глупость.
Уходили и на новом месте всё обустраивали сами. И это будило в человеке небывалую ранее силу, страсть к созиданию, творчеству.
В 1849 году экспедиция Г. И. Невельского открыла устье Амура, богатого на зверя и рыбу края. Нача́ло судоходства стало началом заселения Приамурья русскими. А после отмены крепостного права в 1861 году, повалил народ туда валом, в поисках счастья.
Уже не только солдаты и арестанты (как изначально было), шли вольные переселенцы. Для поощрения им давали льготы, снимали долги, обещали не брать налогов, давали ссуду на 2 года, освобождали от солдатской повинности. Землю можно было брать — кто сколько сможет обработать (а для некоторых это было решающим фактором).
Зацепила небольшая история Маркела Хабарова — умельца делать ружья. Просил у начальства разрешения открыть оружейный завод, но ему запретили, пришлось отправляться сплавщиком на плоты. Зато у американцев винчестеры покупали.
Книгу, о которой я вам сейчас рассказываю, читала взахлеб, боясь того момента, когда придёт время перевернуть последнюю страницу.
Николай Задорнов «Амур-батюшка»
Это прекрасная эпопея об освоении Дальнего Востока. Трилогия. «Амур-батюшка» роман в двух книгах и роман «Золотая лихорадка». Этот последний ещё не читала, пока только в предвкушении.))
В центре история нескольких семей, которые более двух лет(!) добирались до выделенного им места на совершенно диком берегу Амура.
История насыщенная самыми разными бурными событиями, радостями и бедами, трудностями и победами, такая же глубокая при осмыслении как сама эта река.
Трудно им было, но прижились, приспособились, даже мишку вырастили и научили пни корчевать, да танцевать, когда наступало время праздника.
«Здесь и руки становились сильней, голова ясней. Человек не узнавал сам себя, осмеливался говорить прямо и открыто. Он ещё помнит старый закон, что нельзя показывать достатка людям и признаваться в удаче, а надо хныкать, жаловаться. Трусить и лениться лучше, чем трудиться. А то люди злобятся. Но эти законы становились не нужны. Старый страх не нужен».
Жизнь началась совсем другая, всё, казалось, было совсем по-другому. Даже батюшка и то, совсем не тот русский поп, к которому привыкли. Всё это кажется здорово и хорошо, но к середине книги понимаешь, что люди-то, увы, везде одинаковы. И как только жизнь становится чуть лучше, всё до времени сокрытое проявляется.
Жизнь переселенцев постепенно тесно переплетается с местным населением, гольдами (нанайцами). Учились друг у друга, по-соседски помогали. В отличие от тех же торговцев-китайцев, которые и за людей-то гольдов не считали. Задолго до прихода русских, установилась норма: вводить этот неграмотный дикий народ (непревзойдённых охотников, добытчиков ценной пушнины) в долги. Запугивать, запутывать, облагать незаконной данью.
Нет, сжить человека со свету торговцу не выгодно, поэтому бывали и поблажки, и притворная дружба, подарки. В нужный момент задаривали побрякушками (иголками, цветными нитками, картинками), опаивали до бесчувствия, и вместо денег за свои товары требовали меха. А пожаловаться было некому.
Всё это очень интересно и живо в книге представлено. О неофициальных китайских союзах торговцев, о характерах, особенностях торговли и быта, об их слабых местах. Например, игральные кости. Проигрывались не просто большие деньги, проигрывалось состояние накопленное годами, бывало, что на кон жизнь ставили.
Расскажу вам немного и об упоминаемых в книге болезнях — тут тоже интересности, о которых пофилософствовать можно.
Во-первых, «собачья старость». Я о таком никогда не слышала, поэтому впечатлилась. Болезнь младенцев (вероятно, связанная с грязью), когда вымытого голенького малыша на лопате бабка в печь засовывает. Трижды. Засовывает и быстро вынимает, а то вы ещё что подумаете… Бабу-ягу вспоминаете?
Во-вторых, ближе к весне у бедного населения цинга проявляется, а тех, кому тяжёлым трудом пропитания себе добывать не надо, морок мучает. Беспричинная глубочайшая тоска и страх, отсутствие желания вообще что-либо делать.
В заключение хочу сказать, не думайте, что это приключенческий роман. Да, исторический, познавательный, интересный, с красиво описанной природой, солидный не только по описываемым событиям, но и по объёму. Только не слишком динамичный. Похож на «Вечный зов», «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень». Эпично и впечатляюще, но не всем будет интересно. Я к этим книгам тяготею, а вы такое читаете?
«Деревья, поваленные Егором, громоздились вокруг. Среди них зеленели и краснели гладкие, как озерца, всходы овса и гречихи.
-Глаза страшатся, но руки всё сделают, - говорил мужик детям.
Там, где ступил Егор на землю, земля родила».
Спасибо, друзья, что зашли. Я вам рада! 💕😊