Найти тему

Загадка происхождения Римских всадников

Оглавление

Римские всадники были элитой древнего латинского общества, которые выделялись своим престижным происхождением, стариной и значительным достатком, позволявшим им сражаться верхом на коне. Отдельно нужно отметить что во все времена существования Рима государство вело множество войн, и в этих сражениях роль всадников была чрезвычайно важной, их решительные атаки часто решали исход сражений. Хотя истории больше известны Римские легионеры.

Античность | Блог альтернативная история | Дзен

Откуда взялась кавалерия в Риме

Первые римские конники появились сразу после основания города Ромулом. Плутарх об этом писал:

«Основав город, Ромул прежде всего образовал войско из всех способных носить оружие и разделили его на отряды. Каждый отряд состоял из трёх тысяч пехоты и трёхсот всадников. Он назывался легионом, так как для него выбирали самых воинственных из граждан».

Ему вторит также Тит Ливий:

«В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции — по Титу Тацию и Луцеры, чьё имя, как и происхождение, остаётся тёмным».

 Бронзовый кратер греческой или этрусской работы с рукоятью, украшенной изображением тяжеловооружённого воина в сопровождении двух лошадей
Бронзовый кратер греческой или этрусской работы с рукоятью, украшенной изображением тяжеловооружённого воина в сопровождении двух лошадей

Изначально в Риме существовало три центурии всадников. Они набирались по трибам и носили соответствующие имена Рамнов, Тициев и Луцеров, Ромул учредил ещё отряд сопровождавших его телохранителей-целеров:

«Он набрал ещё, — пишет Дионисий Галикарнасский, — триста человек из знатнейших домов, притом самых крепких телом, которых назначили курии тем же самым образом, что и сенаторов, — каждая курия по 10 юношей, — и держал их всегда при себе. Все вместе они носили общее наименование целеры. По мнению большинства — по быстроте выполнения службы (ведь римляне называют «целерами» всегда готовых и скорых в исполнении дел), но как говорит Валерий Анциат — по их командиру с таким именем. Командир же их был важнейшим, ему подчинялись три центуриона, ниже них, в свою очередь, стояли другие, с меньшей властью.Мне кажется, этот обычай был заимствован у лакедемонян, у которых он предписывал, как и у римлян, наиболее родовитым из юношей числом триста составлять стражу царей, и те использовали их во время войн в качестве помощников и всадниками, и пехотинцами».

Трудно сказать, являлись ли эти целеры исключительно царскими телохранителями или же они были частью тех 300 всадников, которые, вместе с 3 тысячами пехотинцев, составляли "легион" в царскую эпоху. Павел Диакон склоняется больше к версии которая основывается на информации Феста:

«Целерами древние называли тех, кого ныне мы называем всадниками, по Целеру, убийце Рема, который вначале был предпочтён среди них Ромулом, и которые первоначально выбирались по десять от каждой курии, так что всего их было 300».

Видимо, Ливий опирается на традицию, по которой существовало два конных отряда. Это подтверждается цифрой всадников, которую он приводит, а так же рассказывая о неудачной попытке Тарквиния Древнего создать три новых отряда всадников, названных его собственным именем, дополнительно к трем центуриям всадников Ромула. Сопротивляясь этому решению со стороны авгура Атта Навия, царь вынужден был уступить и ограничиться только удвоением числа всадников в уже существующих отрядах, таким образом их количество достигло 1800 человек. Ретроспективный анализ этой цифры показывает, что в начале царствования Тарквиния Древнего количество всадников насчитывалось 900 человек. Если отнять от этой цифры 10 отрядов всадников, которые царь Тулл Гостилий набрал из альбанцев, то исходное количество составит 600 всадников, образующихся из суммы трех центурий всадников, учрежденных Ромулом, и 300 целеров.

 Раскрашенная терракотовая плитка с изображением всадников, VI век до н.э. Изображения такого рода имели широкое хождение в Этрурии. Находят их также и в Риме. Глиптотека, Копенгаген. flickr.com
Раскрашенная терракотовая плитка с изображением всадников, VI век до н.э. Изображения такого рода имели широкое хождение в Этрурии. Находят их также и в Риме. Глиптотека, Копенгаген. flickr.com

Современные историки сомневаются относительно данных цифр, которые не соответствуют ни размерам древнего Римского государства того времени, ни численности населения города. Цифра 1 800 всадников, упомянутая Ливием, как сегодня предполагается, была приведена им всего лишь в качестве предложения к описанию военной реформы, проведенной Сервием Туллием (578–535 гг. до н.э.).

Организация всадников в Риме

Наиболее подробно о реформах Сервия Туллия писал Тит Ливий:

«Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства 12 всаднических центурий. Ещё он образовал шесть других центурий взамен трёх учреждённых Ромулом и под теми же освящёнными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было дано из казны по 10 000 ассов, а содержание этих коней было возложено на незамужних женщин, которым надлежало вносить по 2 000 ассов ежегодно».

Ливий предоставил данные о цифрах, касающихся реформы Сервия Туллия. Он утверждает, что учреждение всаднических центурий произошло в период с середины VI века до н.э. и до первой половины IV века до н.э.

Однако, стоит отметить, что эти данные являются сложными для понимания, несмотря на их прозрачность. Также важно отметить, что они включают в себя 18 всаднических центурий, которые сформировались только на рубеже V и IV веков до н.э. и представляли собой скорее политическую группу, где сенаторы и знать имели право голоса, а не кавалерию в прямом смысле этого слова.

И еще одна ошибка Ливия заключается в представлении этих 18 всаднических центурий как 1 800 всадников. При считывании такой информации, кажется маловероятным, что армия из 6 000 человек имел бы столь небольшое количество всадников.

 Всадник на бронзовой цисте этрусской работы V века до н.э. Музей этрусской цивилизации, вилла Джулия, Рим
Всадник на бронзовой цисте этрусской работы V века до н.э. Музей этрусской цивилизации, вилла Джулия, Рим

Во времена правления Сервия Туллия существовали только шесть первоначальных всаднических центурий, известных как "шесть голосов" (sex suffragia). Они пользовались более почетным и привилегированным статусом по сравнению с центуриями, возникшими позже. Ливий упоминает, что центурии sex suffragia носили те же имена рамнов (prior и posterior), тициев (prior и posterior) и луцеров (prior и posterior), которые носили и Ромуловы центурии.

Несмотря на то, что Тарквиний Древний потерпел неудачу при попытке создать три новые центурии в дополнение к трем Ромуловым центуриям, и был вынужден только удвоить их численность, Фест рассказывает другую историю.

Он связывает увеличение количества всаднических центурий с трех до шести и их разделение на prior (впередистоящие) и posterior (позадистоящие) с именем Тарквиния Древнего. Эти шесть центурий, которые Фест называет "procum patricium", изначально имели чисто патрицианский характер.

Хотя с эпохи Сервия Туллия всадническая организация стала частью центуриатной системы, эти центурии оставались отчасти изолированными от других общественных классов, занимая особое место вне цензовой градации. Они были особо почитаемы и воздвигали свою власть на свое древнее происхождение, особыми религиозными обрядами и церемониями. Центурии служили оплотом власти патрициев, сосредоточив в своих руках жреческие и судебные функции и заключая браки только в своем кругу. Это привело к формированию замкнутой касты патрициев, которая неизбежно столкнулась с вырождением. В середине V века до н.э. в Риме существовало более 50 патрицианских родов, но их число постепенно сокращалось.

 Всадники, облачённые в трабеи. Рельеф этрусского саркофага IV века до н.э. Глиптотека, Копенгаген
Всадники, облачённые в трабеи. Рельеф этрусского саркофага IV века до н.э. Глиптотека, Копенгаген

Для того чтобы обеспечить эффективность военной организации, патриции в конечном итоге вынуждены были пожертвовать своими, долго и ревностно оберегаемыми привилегиями и согласиться на создание дополнительных двенадцати всаднических центурий, к уже существующим шести.

В отличие от первоначальных центурий, которые формировались на основе благородного происхождения, новые центурии набирались, исходя из наличия имущества. В их ряды вошла верхушка римского общества, включая богатых плебеев. Именно о них говорил Цицерон, называя их самыми благородными (sex suffragia) и обладающими высоким авторитетом (остальные 12 центурий) всадниками.

Жалование всадников

Изначально, чтобы войти в число всаднического сословия, необходимо было не только иметь значительные финансовые средства для покупки лошади и обеспечения ее кормом, но и проводить определенные платежи на поддержание фонда для финансирования всадников и компенсации их затрат. Хотя Тит Ливий, описывавший деятельность Сервия Туллия, приписывает ему учреждение налога на имущество вдов и сирот, на самом деле он начал собираться только в 403 году до нашей эры. Вероятно, до этого времени такие платежи не осуществлялись, и нужды всадников были покрыты лишь из их личных средств, объяснявшихся моральным долгом перед государством.

Таким образом, начиная с 403 года до нашей эры, всадникам ежегодно выделялись 10 000 ассов на покупку лошади (aes equestrum) и 2 000 ассов на поддержание ее (aes hordiarium). Кроме того, с этого времени начали регулярно выплачивать жалование римским воинам, и всадники получали его втрое больше, чем пехотинцы. Вероятно, в это время были созданы еще 12 всаднических центурий, в дополнение к уже существовавшим шести, и вместе они составляли 18 центурий equites equo publico ("всадники на общественных лошадях").

 Этрусская терракотовая плитка с изображением пары всадников из Веллетри, около 525 года до н.э. Музей Ватикана
Этрусская терракотовая плитка с изображением пары всадников из Веллетри, около 525 года до н.э. Музей Ватикана

Эти 18 центурий отнюдь не равнозначны численности 1 800 всадников. Как и в пехоте, центурии служили социальной базой для набора кавалерии. Полибий, писавший в середине II века до н.э., определял штатную численность римской кавалерии в 300 всадников на один легион пехоты, что при обычной структуре римской армии в четыре легиона даёт общую численность в 1 200 всадников. Если римлянам приходилось набирать большее количество легионов, они также набирали дополнительное количество всадников из числа добровольцев, принадлежавших по своему цензу к всадническому сословию. Эти добавочные всадники назывались equites equo private, или equites sui merentes («всадники, служившие за собственный счёт»). Они получали за свою службу обычное всадническое жалование, однако казённая лошадь им при этом не полагалась.

Дальнейший рост численности римского всадничества в IV–II веках до н.э. осуществлялся за счёт добровольцев всаднического ценза equites equo private. Постепенно различие между ними и всадниками equo public сглаживалось. В этом плане интересен рассказ Марка Порция Катона Цензора о своих предках:

«Катон с похвальбою вспоминал и отца своего Марка, честного человека и храброго воина, и деда Катона, который, по словам правнука, не раз получал награды за отвагу и потерял в сражениях пять боевых коней, но государство, по справедливости оценив его мужество, вернуло ему их стоимость».

Дед Катона, по-видимому, служил в армии на заключительном этапе Самнитских войн и во время вторжения Пирра. Он наверняка принадлежал к числу equites equo privato, но, несмотря на это, всё же получил от государства компенсацию за потерянных во время службы лошадей.

Как всадники стали полноценной кавалерией

Исследователи до сих пор спорят о том, когда римские всадники стали настоящей кавалерией. Одомашненная лошадь встречается в Италии уже в конце эпохи Бронзового века. Римская традиция приписывала Ромулу учреждение праздника Консуалий, во время которого проводились бега лошадей, запряжённых в колесницы-биги. Именно в день Консуалий, согласно легенде, произошло знаменитое похищение сабинянок. Другие праздники и ритуалы, восходящие к древнейшей царской эпохе, также свидетельствуют скорее о преобладании в это время колесничной запряжки, нежели верховой езды. О значении колесниц в древнейший период римской истории говорит богатое захоронение с колесницей на Эсквилине, принадлежавшее какому-то местному вождю и датированное первой половиной VII века до н.э. О том же свидетельствует уходящая корнями в глубокую древность римская традиция триумфального въезда в город верхом на колеснице царя или военачальника, одержавшего победу.

 Штампованные терракотовые плитки с изображением процессии воинов с раскопок акрополя в Вейях, около 560 года до н.э. В процессии представлены колесницы, всадники и пехотинцы. Национальный музей этрусской цивилизации, Вилла Джулия, Рим. hiveminer.com
Штампованные терракотовые плитки с изображением процессии воинов с раскопок акрополя в Вейях, около 560 года до н.э. В процессии представлены колесницы, всадники и пехотинцы. Национальный музей этрусской цивилизации, Вилла Джулия, Рим. hiveminer.com

На территории южной Этрурии и Лация в VII–VI веках до н.э. в большом числе встречаются раскрашенные терракотовые плитки с изображением процессий воинов, в которых представлены запряжённые лошадьми колесницы и всадники. Последние, как правило, изображаются парой, в которой один правит лошадьми, а другой несёт тяжёлое вооружение. Эти «всадники», как и их греческие аналоги того же времени, в действительности представляют собой ездящих верхом гоплитов. Лошадей и колесницы они использовали для повышения мобильности и для демонстрации высокого социального статуса. Подъезжая верхом к месту сражения, они затем должны были спешиваться и сражаться в пешем порядке. Схожим образом Дионисий описывал характер действий ромуловых целеров:

«В походе они были передовыми бойцами и помощниками. Многое в сражениях зависело от них, так как они первыми начинали битву и последними отступали. Они сражались на лошадях там, где была удобная равнина для конного боя, и пешими в неровных местах, непригодных для конницы».
 Всадник, сражающийся пешим. Роспись кампанского кратера IV века до н.э. Национальный музей археологии, Неаполь
Всадник, сражающийся пешим. Роспись кампанского кратера IV века до н.э. Национальный музей археологии, Неаполь

Этому описанию соответствует представленный Ливием образ действий римских всадников во время сражения с латинами при Регилльском озере в 496 или 493 году до н.э.:

«Тогда диктатор подлетает к всадникам, умоляя их спешиться и принять на себя бой, потому что пехота уже обессилела. Те повинуются, соскакивают с коней, выбегают в первые ряды и прикрывают передовых щитами. Тотчас воодушевляются полки пехотинцев, видя, что знатнейшие и юноши сражаются наравне с ними, подвергаясь такой же опасности, чтобы преследовать неприятеля. Тут-то и дрогнули латины, поддавшись под ударами: всадникам подвели коней, а за ними последовали пехотинцы».

Превращение римских всадников из отборного отряда ездящих верхом гоплитов в настоящую кавалерию произошло в ходе V – первой половины IV века до н.э. Важнейшим этапом в этом процессе стало утверждение в 403 году до н.э. двенадцати новых всаднических центурий вдобавок к ранее существовавшим шести. Одновременно римляне учредили ежегодный смотр кавалерии, устраивавшийся 15 июля и сопровождавшийся торжественным шествием всадников — так называемым transvectio equitum. Шествие начиналось от храма Марса на Аппиевой дороге, вступало в город через Капенские ворота и следовало мимо храма Диоскуров на Форуме до храма Юпитера Величайшего на Капитолии.

 Процессия всадников (transvectio equitum) на этрусском саркофаге II–I веков до н.э. Всадники облачены в парадные трабеи, носят венки и пальмовые ветки. Британский музей, Лондон
Процессия всадников (transvectio equitum) на этрусском саркофаге II–I веков до н.э. Всадники облачены в парадные трабеи, носят венки и пальмовые ветки. Британский музей, Лондон
«После жертвоприношений, — писал Дионисий Галикарнасский, — устраивается процессия обладателей общественного коня, которые, будучи поделены на трибы и центурии, едут верхом рядами, словно возвращаются с битвы, увенчанные масличными венками и одетые в пурпурные одежды с красными полосами, так называемые трабеи (…) Иногда их число достигает пяти тысяч, и они несут награды за храбрость, которые получили от военачальников — прекрасное и достойное величия римского господства зрелище».

Основной причиной, заставившей римлян обратить пристальное внимание на развитие кавалерии, стали столкновения с активно использовавшими её народами Центральной Италии — прежде всего самнитами.

Телеграмм канал Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/aleksej-kozlenko-rimskie-vsadniki-proishozhdenie-i-organizatsiya/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉