Ярмарки
Начало темы 👉тут 👈
При правильной подготовки Выставки и ярмарки станут не только хорошим местом реализации вашего творчества, но и вашей музой, вашей школой, вашим вдохновением.
Начинающие мастера делают часто несколько основных ошибок, из-за которых разочаровываются в выставках и ярмарках. Разберём эти ошибки подробнее.
Первая и самая частая: бежать на выставку не подготовленной. Собрать все свои работы, оплатить место и ждать чуда. А если ещё и вместо крупной, чтобы не платить за место много, мастер идёт на маленькую местечковую, то разочарование гарантировано на все 200%.
Что значит - подготовиться к выставке?
Во-первых: надо четко представлять, что именно продаётся на этой конкретной выставке/ярмарке. Да-да! Это только кажется, что все выставки кукол или мишек или рукоделия одинаковые. Нет. У каждой - свой Покупатель. И надо нести именно то и по той цене, за чем он придёт. Вот крупная выставка мишек. Кто-то из мастеров скажет, что на ней отлично покупают, другие скажут, что народ ходит только смотреть и восхищаться. Но чаще, ни один мастер не выдаст вам реального положения дел. Это - коммерческая тайна. Но разоблачить её, эту тайну, вполне под силу каждому. Есть два варианта и в каждом главное: наблюдательность и анализ. В первом случае покупаете место на выбранной выставке/ярмарке, берёте всего и побольше и пробуете продавать, играя ценой. Одновременно очень внимательно следите за тем, что происходит вокруг вас: у кого что покупают? По какой цене? Как оформлено его место? Как он ведёт себя? Всё это очень и очень важно. К концу выставки вы будете уже примерно понимать, что именно пользуется спросом на этой конкретной выставке. Плюс этого метода: вы видите реакцию на ваши работы, есть шанс хоть что-то продать, может быть даже завести своих первых коллекционеров. Минус: участие часто дорогое и не факт, что деньги отобьются.
Второй вариант: прийти на выставку, как покупатель. Но тоже: «от звонка до звонка». Обойти выставку, внимательно изучая стенды мастеров. Те, что особенно западут в душу - сфотографировать, записать цены. После этого внимательно наблюдать, где собираются больше посетителей? Присоединяться к толпе и смотреть, что и по какой цене покупают. Записывать, фотографировать. Отследить как можно больше таких «точек притяжения». Я была очень удивлена, узнав, что на именитой выставке игрушек лучше всего пользуются спросом... мелкие дешевые игрушки и брошки, больше напоминающие массмарт, чем авторскую работу. Именно они давали лучшую прибыль своим мастерам. И не удивительно, что постепенно, большенство мастеров стали делать для выставки не только дорогие, высокохудожественные работы, но и вот такую, шитую «на скорую руку», мелочевку.
Грустно было нашим мастерам в Голландии. Мимо настоящих шедевров зритель проходил не останавливаясь. Но зато каждый третий спрашивал какой-то «пакет». Небольшая разведка обстановки показала: на этой выставке пользуются популярностью наборы для самостоятельного шитья игрушек. А сами экспонаты часто совсем не продаются. И так как шить «шедевр» мало кто рискнёт, то привыкшие к наборам посетители, даже не смотрели в сторону «серьезных работ». В Бельгии любовью пользовались классические мишки. Их разбирали как горячие пирожки. Для меня они все как под копирку. Но нет, оказывается для коллекционеров они все - шедевральны. А вот котики, собачки, зайки и прочее сидели грустно незамеченными. И так будет на каждой выставке: свой покупатель, свой спрос.
Почему я не рассказываю «пароли и явки», что и где конкретно продаётся? Всё просто: книга рассчитана на ЛЮБОЙ вид творчества. Не только мишек и кукол, брошек и украшений, картин и лепных работ, НА ЛЮБОЕ! А значит тратить страницы книги на описание выставок под моё творчество было бы не разумно. Приведу ещё один пример. Прошлой зимой, на выставке крупной выставке мишек «Хеллоу тедди» в Москве, я впервые увидела уникальные работы из папье-маше. Домики-светильники и машины. Товар совсем не обычный для этой выставки. Надо быть очень смелым мужчиной, чтобы вот так, придумать, воплотить, а самое главное - встать с ним на крупной «медвежей» выставке. И что вы думаете? Выставка в самом разгаре, а у него уже полностью пустой стенд! И еще и будущих заказчиков список. Рискнул и выиграл? Может быть. Девушка с фарфором ручной работы, божественно красивым и не дорогим, на той же выставке не только не продала ни одного своего творения, но даже никто не взял ни одной её визитки. Обидно. Что это? Везение? Совпадение? Может быть и то и другое, но я хотела сказать этими примерами совсем о другом: любое творчество, любая ручная работа может найти своего покупателя в совсем непредсказуемом месте. Можно рискнуть и сразу встать на продажи. Повезёт, будете как этот мужчина с прибылью и клиентами. Не повезёт, почувствуете себя как эта девушка. А если риск - не ваша вторая натура, тогда идите сначала как посетитель. И внимательно мониторьте всю выставку. И вам сразу станет ясно, с чем и как принять в ней участие в следующий раз. На выставке одежды могут быть выгодными продажи украшений. И даже декора для дома. На книжной - закладок, открытое, аксессуаров для читателей. Местные маленькие арт-базары могут оказаться весьма прибыльными, особенно учитывая маленькую стоимость места. Кстати, о маленьких местечковых ярмарках и арт-базарах. Вот что не стоит делать не в коем случае, так это начинать с них. И основная причина в том, что в таких местах зритель ходит очень разный. Часто считающий рукоделие чем-то таким, что можно только дарить, а продавать стыдно. И не важно ему, этому зрителю, на сколько профессиональна и высокохудожественна работа перед ним. «Сколько-сколько? Да вы что, офигели? Да я так тоже могу! Да я лучше сделаю! Да это и двух рублей не стоит» - будете слышать со всех сторон, постепенно и сами начиная в это верить. И тогда ваша Муза выкинет крылья и улетит от вас на метле. Потому начинать надо с дорогих, раскрученных, специализированных выставок-ярмарок. Там вы за день услышите столько восторженных отзывов, что уже будете в них, как в броне, спокойно переносить мелкие местечковые выставки. Дни города, разные праздники, мероприятия, события - на всё это сейчас принято устраивать ярмарки рукоделия и народных промыслов. И везде есть покупатель. Особенно удобны такие ярмарки для мам с детишками: ты стоишь торгуешь, а малыш рядом играет. А устал - быстренько домой отвела, прикрыв товар покрывалом и попросив соседку приглядеть.
Но даже на таких маленьких арт-базарах нужен анализ покупательского спроса и возможностей. Нет смысла нести туда много шедевров по цене винта от самолета. Одного-двух для привлечения к себе будет вполне достаточно. А остальное то, что могут купить именно эти покупатели. Картины это или игрушки, одежда или украшения, посуда или фрески - в каждой нише можно создать как дорогой шедевр, достойный звания художественной ценности, так и приятные мелочи, радующие глаз и душу. И чтобы ручная работа вас «кормила» надо не брезговать ни тем, ни другим. Очень часто на выставках я слышу разговоры: «Ну что за люди! Такие шедевры стоят, а они всякое «тяп-ляп-фуфло» покупают! Да ещё и в три дорого». И стоят эти «великие» обиженные творцы, высокомерно взирая на тех, кто «продался за копейку в ремесло», у кого сметают с прилавков эти самые «мне бы было стыдно такое выставлять». А им не стыдно! Им не «корону носить» надо, а семью кормить. Потому изучили они спрос и под него подстраиваются. И часто могут эти мастера создать шедевр не хуже этих «королев» и будет цена ему с шестью нулями, да только вот так стоять обиженно и ждать, когда же найдётся олигарх-коллекционер, мечтающий украсить свой пентхаус вот таким вот высоким искусством. Что ж, именно таких великие мастера создают искуство, великое и достойное музеев. Они действительно достойны и званий, и наград, и признания. И даже в каком-то смысле преклонения. Не было бы их и все бы выставки скатились до самых обычных базаров. Так что если вам по душе больше «быть великим, хоть и голодным», обязательно творите шедевры! Но мне так кажется, что эту книга больше будет полезна тем, кто хочет зарабатывать на своих умениях. Дорогие работы тоже покупают. И, возможно, если сравнивать прибыль за пять лет, то на высокохудожественных произведениях можно заработать гораздо больше и постепенно получать действительно очень большие деньги. Но чаще всего эта прибыль будет от единичных дорогих продаж, а между ними, в ожидании их... или растягивать эти деньги или зарабатывать чем-нибудь ещё. Это выбор каждого. Я распределяю силы примерно так: 30% времени на создание дорогого, очень дорогого предмета, 30% на создание быстро покупаемой мелочевки, 40% на организацию продаж того и другого. Мне ближе принцип «не складывать все яйца в одну корзину».
Если же у вас есть «запас финансовой прочности» и вы можете вкладываться в рукоделие год-два без ожидания прибыли, то я бы советовала выбрать узкую нишу и в ней нарабатывать и уровень профессионализма, и клиентуру. Этот подход даст более надежное, прибыльное и спокойное будущее, чем разбрасывание в разные жанры. Но, повторюсь, работать так можно только в расчёте на хорошую, приличную, но отсроченную в получении, прибыль. Год-два вы будете вкладываться в дело и только потом оно начнёт кормить вас.
Так же этот подход совсем не годиться «творческим на всю голову» людям. Таким как я. Ну скучно мне и невыносимо заниматься чем-нибудь одним! Вокруг столько всего интересного! Как что-то обойти? Мне нравиться и шить игрушки и шить платья, лепить котиков и цветы, вышивать и рисовать, писать книги, в конце концов. «Я отказываюсь выбирать» - моя любимая книга, про таких как я. И нас таких очень много! Любая попытка ограничить нас одним видом творчества приводит к тому, что мы начинаем его ненавидеть. «Ты не добьёшься ничего стоящего, если будешь распыляться на разное!» - так часто слышали мы в детстве, так и сейчас, нет-нет, да заявит какой-нибудь коуч. Если вы тоже «творческая на всю голову личность», обязательно сделайте себе «прививку» от таких доброжелателей: прочтите книгу «Отказываюсь выбирать». И больше никого и никто не собьёт с вас ваши крылья.
И вот для таких как я, изучение выставок - огромное подспорье! Ведь теперь вам не надо «держать в узде свои таланты». Вы просто будете точно знать где и что из них лучше всего покупается. И будете творить без оглядки. Мои кружечки хорошо расходятся в магазинах сувениров и на городских праздниках, игрушечных котиков я везу в Германию, брошки-кошки разбирают любители кошечек в соцсетях и на любых выставках, игрушечных мышей любят на маленьких местных арт-базарах и крупных выставках игрушек ручной работы, цветы из холодного фарфора отлично находят своих покупателей в свадебных магазинах, магазинах подарков и ярмарках домашнего декора. Но это я опять вернулась к перечислению мест продаж. Относительно же выставок, хотела бы подсказать ещё несколько лайфхаков.
Стенд или место на выставках можно брать в складчину с несколькими мастерами. Главное, чтобы работы дополняли друг друга, а не конкурировали.
На хорошие выставки места разбирают за год. Не пропустите!
На выставочные стенды крепить полки, картины и подвесные конструкции удобнее всего на самые большие канцелярские скобы или на S- образные большие крючки.
Скотч использовать категорически запрещено на всех выставках.
Полки легко соорудить из прочного гофрокартона. Накиньте на него салфеточки или покрасите в белый цвет и будет очень красиво.
Настольные стеллажи можно заменить лёгкими и сборными минитепличками для подоконников. Продаются в крупных садовых центрах.
Если вы хотите ступенчатую витрину, ее легко сделать из обычных коробок разного размера или сложив из гофрокартона. Накиньте сверху ткань нужного цвета и красивое оформление стола готово.
Не скупитесь на оформление своего места! Чем интереснее оформлено, тем больше посетителей привлечёт, тем больше захотят купить именно вашу работу.
Подсветка! Направленные прожекторы даже в зале с хорошим освещением выгодно подчеркнут именно ваш товар.
Мелочь, но работает: поставьте на столе вазу с конфетами. Когда посетитель идёт голодным (а на выставках пока гуляешь всегда разыгрывается аппетит), на уровне подсознания подходит к сладостям.
Одевайтесь на выставку нарядно и красиво. Не возбраняется даже маскарадный костюм. Но обувь должна быть очень удобной, а слоистый стиль одежды позволял бы комфортно пережить как духоту, так и резкий холод или сквозняк.
Ну и главное: улыбайтесь!!! Улыбайтесь всем! Если работа не слишком хрупкая - давайте в руки. Как сложно расстаться с такой красотой, когда она уже в твоих руках!
И ещё: увы, мошенники и воришки есть везде. Внимательно следите как за деньгами, так и за товаром. Тщательно проверяйте купюры. Не убирайте полученные деньги, пока не отдадите сдачу, а лучше, пока покупатель не уйдёт.
Старайтесь находиться между своим столом и посетителями: ловкие ручки способы стащить ваши работы даже у вас под носом.
По завершению рабочего дня многодневной выставки закройте свой стенд шторой, закрепив ее по бокам стенда или накройте её товар на столе.
Не забывайте, что вам может понадобиться размен. Приготовьте его в достаточном количестве.
Отлучиться на обед бывает затруднительному. Да и точек питания может не быть поблизости. Позаботьтесь об этом заранее. Обратите внимание: на русских выставках организаторы стали запрещать принимать пищу и даже пить на месте. Подумайте о том, на сколько такие условия сочетаются с вашим здоровьем. С учетом, что имея такие жёсткие ограничения, организаторы не заботятся о точках питания тли делают их намеренно очень дорогими. Прежде чем оплатить участие, ознакомьтесь очень внимательно с правилами. Лечение сейчас очень дорогое! И не каждый организм способен безболезненно перенести несколько дней только на завтраке и очень позднем ужине.
Если мастера начнут уважать себя, их начнут уважать и организаторы выставок/ярмарок.
Тоже относится и к непредоставляемому подъезду под разгрузку. Если вы не уверены, что сможете донести все вещи пару километров по улице и несколько пролетов по лестнице, то есть смысл или отказаться от подобных условий, или пересмотреть свою экспозицию, взяв только самое легкое.
На зарубежных выставках организаторы более лояльны к своим участникам и в большинстве случаев места уже готовы, подъезд и парковка организованы, чай-кофе-легкий перекус обеспечены. Рядом обязательно организовано полноценное питание. Участие зарубежом обычно стоит значительно дешевле, но расходы на перелёт, гостиницу, визу могут быть существенными. Но почему бы не совместить участие с отпуском? Ведь отпуск это тоже: перелёт, гостиница, виза и тд.
На этом главу о выставках и ярмарках можно считать завершённой. Всё остальное вы сами придумаете на практике.
Продолжение следует…
Не забудьте подписаться и поставить 👍🏻 статье. Если знаете, кому может быть полезна, отправьте приглашение через кнопку «поделиться».
Удачи на выставках!
Ваша Наталья Каледина