Один из наиболее плодовитых в истории живописи автопортретистов, Эмиль Бернар (годы жизни 1868-1941) создавал, по крайней мере, по одному автопортрету в год в период с 1886 и вплоть до самой своей смерти в 1941 году. Все эти художественные изображения были не только прекрасным средством самовыражения, но и своеобразными документами его постепенно развивающегося стиля.
Данный конкретный автопортрет показывает его серьёзное увлечение в ту пору символизмом. Бернар, очевидно, переживал тогда период добровольной изоляции и размышлений. Он оплакивал смерть своего близкого друга Винсента ван Гога (годы жизни 1853-1890), совсем перестал общаться с Полем Гогеном (годы жизни 1848-1903) и горько возмущался тем, что последний так и не отдал ему должное за ту роль, которую ван Гог сыграл в развитии художественной школы Понт-Авена в среде свободно связанных художников-символистов.
Бернар также находился на самом низком этапе своей романтической жизни, он был склонен к неуверенности в себе и изо всех возможных сил пытался восстановить себя как художника, склонного к радикальным экспериментам.
В своём одиночестве Бернар начал охватывать форму религиозного и мистического экспрессионизма, что прекрасно отражается и в данном автопортрете. На переднем плане картины он изображает себя в тёмных, мрачных тонах, живописец выглядит крайне тревожным и задумчивым. Позади него – купальщики – в основе своей женщины, но также и пары мужского и женского пола, которые образуют своими обнажёнными телами круг вокруг фигуры, сильно похожей на Иисуса Христа.
Написанные тёплой закатно-красной цветовой палитрой, все эти купальщики напоминают купальщиц Поля Сезанна (годы жизни 1839-1906), которых Бернар уже видел ранее. В отличие от несколько натуралистической палитры Сезанна, фигуры Бернара сияют и больше похожи на призраки, нежели на силуэты, населяющие собой сцены Сезанна на открытом воздухе. Тем не менее, ссылаясь именно на него, Бернар выражает своё восхищение новаторством Сезанна.
- Художник – Эмиль Бернар
- Название – «Символистский Автопортрет»
- Год создания – 1891
- Размеры – 81 х 60 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Музей Орсе (Париж, Франция)