Вот мы тут вечно по кругу обсуждаем зарплаты учителей, которые низкие и не растут от слова "вообще" (по крайней мере, в реальном исчислении). А наверху отказываются понимать, что это - объективная и ключевая причина огромного дефицита грамотных учителей в школах. Зато они, по крайней мере, заметили сам дефицит - и один "маленький начальник" вслух об этом сказал:
Дело, кстати, было давно: ещё в "прошлой жизни", мирной, в 2021 году - но это, во-первых, не изменилось (по крайней мере, к лучшему), во-вторых, не мешает ещё разок обсудить. Цитата звучит так (в переводе коллеги-автора канала):
Не сомневаюсь, что сам цитируемый чиновник совершенно не задумался над смыслом своих слов - он их произнёс и забыл, потому что проблемы системы образования ему, на самом деле, до лампочки. Он на своём посту не для того сидит. Поговорить - это запросто, а что-то сделать - не его сфера.
Между тем, 80% необъективно ставящих оценки учителей (если это правда) - это что-то между приговором системе и локальным армагеддоном. Половина учителей не умеют вести уроки - если под умением вести урок подразумевают методики "кабинетных методистов", то это не проблема (скорее наоборот), на самом деле эти методики игнорируются намного более, чем половиной; а если это именно про неумение преподносить материал в доступной школьникам форме, то, конечно, грусть-печаль-тоска... 20% незнающих предмета - тоже, увы, несколько заниженная статистика (по крайней мере, по части математики).
Но самое интересное, что с декабря 2021 года, когда товарищ прокукарекал... то есть обозначил проблему, изменилось - ровным счётом ничего. И что сделало в эти годы министерство? Может быть, подняло зарплаты создало условия, чтобы из школы не уходили хотя бы те немногие, кто и предмет знает, и учить умеет? Или подняло зарплаты освободило учителей от нагрузки, чтоб они могли чаще повышать свою квалификацию? Может, подняло зарплаты повысило престиж профессии и сделало учителей уважаемыми членами общества?
Нет, оно не сделало ничего. Вот вообще. Максимум - они постоянно говорят об этом: о том, что есть проблема, и о том, что её нужно решать. Изредка даже - о том, как её решать. Но самим решением вообще не занимаются. При этом сами чиновники получают неплохие такие зарплаты, поэтому хотелось бы видеть с их стороны какие-то результаты плодотворной работы. И это не открытие новых суперсовременных ультрамодных школ, в которых некому работать - за стройку отвечает другое ведомство, насколько мне известно.
Наше общество сейчас, как мне кажется, готово к возвращению высшей меры наказания за преступления против нашей страны. Преступная халатность тех, кто занимает ответственный пост, но откровенно саботирует свою работу, должна входить в число таких преступлений, наряду с коррупцией и терроризмом. Для виновных в саботаже - если их вина доказана - нужна смертная казнь.
Другое дело, что как эту самую халатность доказать и кто может взять на себя ответственность? У управленца, чиновника, есть множество мелких дел, которые он выполняет ежедневно, чтобы система функционировала хоть как-то - и нам с вами этого не видно. Мы считаем, что система функционирует сама (что верно, но лишь до определённой степени), а чиновник сидит и созерцает, вмешиваясь лишь при необходимости. Поэтому нам кажется, что невмешательство при уже давно назревшей необходимости - это халатность.
И я, честно говоря, не знаю, насколько это правда. С одной стороны, да, вопрос с зарплатой, нагрузкой и квалификацией школьных учителей давно перезрел, и решать его нужно было 5-10 лет назад. Отток мало-мальски грамотных учителей из провинциальных школ в столичные, из столичных - в сильнейшие столичные и частные, а также из всех школ - в репетиторство, трудно не замечать. Кризис и нехватка специалистов видны по сайтам с вакансиями и по отдельным школам - куда ни приди, либо физрук математику ведёт, либо глубокий пенсионер, либо некое юное дарование без внешних признаков интеллекта.
Нет, конечно, и среди редких молодых учителей, и среди физруков тоже есть не один толковый специалист - но их ничтожно мало в сравнении с тем, сколько качественных учителей нужно стране! А 80-летние пенсионеры, объективно, не вечны. На них выезжать тоже недолго осталось.
Я тут вот о чём подумал. После известных всем событий 22 марта руководство страны внезапно обратило внимание на проблему, которую оно десятилетиями старательно игнорировало - начались масштабные проверки, аресты тех людей, которые способствовали незаконному получению мигрантами гражданства и других документов... Для этого потребовался, к несчастью, акт терроризма, без которого мы бы и дальше делали вид, что проблемы нелегальной миграции нет, а все среднеазиатские работники одинаково необходимы нашей экономике.
Можно, пожалуйста, мы не будем дожидаться, пока нищие и голодные учителя тоже кого-нибудь убьют? За те же полмиллиона на четверых - думаете, среди учителей не найдётся желающих за несколько часов 125к поднять? Надежда у меня только на то, что большинству не позволит на это пойти мозг (понимание, что всё равно поймают) или мораль (ощущение, что убивать людей плохо) - но человек 5 на всю Россию-то, увы, наверняка найдётся - пожары на выборах-то приходили устраивать...
Невесёлый какой-то вывод получается, не находите?