Обзор немецких медиа
🗞(+)Tagesspiegel в статье «Если ты таджик, я с тобой не поеду»: в России растет ненависть после теракта под Москвой» рассказывает, что после исламистского теракта под Москвой, в результате которого погибли 140 человек, в России участились случаи нападения на мигрантов. Но ни эксперты, ни пострадавшие не удивлены. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Искорёженная дверная коробка и следы от ожогов на входной двери продуктового магазина в Благовещенске на востоке России - свидетельство пожара, устроенного неизвестными. Мэр города Олег Имамеев опубликовал фотографию в своём Telegram-канале и осудил правонарушение. Подоплёка, очевидно, - расизм. Владельцы магазина, как утверждается, имеют таджикское происхождение.
После того как стало известно, что исполнителями теракта в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл» были выходцы из Таджикистана, участились сообщения о расистской враждебности к таджикам и выходцам из других стран Центральной Азии. В результате теракта погибло более 140 человек.
Адвокат Валентина Чупик, бесплатно консультирующая мигрантов по юридическим вопросам, сообщила российскому медиапорталу «Медиазона», что только за два дня после московского теракта она получила около 2500 сообщений об «актах агрессии» в отношении людей с миграционным прошлым. По её словам, к началу апреля их число возросло до 8500, о чем она позже сообщила российскому СМИ «Верстка».
Один из пользователей группы Telegram «Таджики в Москве» написал после теракта: «В России и так многие не выносят нерусских, а теперь ещё и эта ситуация…» Другой сообщил об угрозах расправы: «Люди, которые угрожают вам расправой через фальшивые аккаунты в личных сообщениях, ничем не лучше террористов».
Московские таксисты публиковали в социальных сетях разговоры с клиентами, которые спрашивали их, не таджики ли они. «Если вы таджик, я с вами не поеду», - написал один из клиентов на следующий день после нападения. А в одном из торговых центров Екатеринбурга владельцев магазинов попросили передать администрации списки сотрудников-мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана. «Необходимые данные: имя и фамилия, фамилия отца, дата рождения, паспортные данные».
По оценкам, в России проживает 10 миллионов так называемых «трудовых мигрантов», о чём президент России Владимир Путин заявил на пресс-конференции в декабре 2023 года. Большинство из них - выходцы из Центральной Азии: они переезжают в Россию на заработки, где надеются найти лучшие возможности для трудоустройства, чем у себя на родине.
Таджикистан - самая бедная страна в Центральной Азии. По данным Всемирного банка, треть его валового внутреннего продукта поступает исключительно от рабочих за рубежом, которые переводят деньги своим семьям. Это означает, что 50% населения Таджикистана живут за чертой бедности по крайней мере три месяца в году.
Однако те, кто эмигрирует в Россию на работу, на протяжении многих лет сообщают о жалких условиях труда и маргинализации. «В целом пропаганда российского этнонационализма приобрела систематический характер после переизбрания Путина в 2012 году и повлияла на неприятие ислама и мигрантов в СМИ», - говорит Ирина Кузнецова из Бирмингемского университета, опубликовавшая в 2019 году работу об опыте расизма среди рабочих-мигрантов в России.
Кузнецова рассказала изданию Tagesspiegel, что расизм в отношении таджиков в России проявляется на нескольких уровнях: «Во-первых, он связан с отчуждением людей в Центральной Азии, которое имеет глубокие корни в империализме, постколониализме и отношениях между центром [Москвой] и периферией [регионами]».
В своём исследовании, проведенном совместно с коллегой Джоном Раундом и основанном на обширных интервью с рабочими-мигрантами из Таджикистана и других стран Центральной Азии, Кузнецова смогла показать, «что повседневный расизм, трудовая дискриминация и полицейское насилие были реальностью на протяжении многих лет».
Например, мигранты из Кыргызстана рассказали Кузнецовой, что на них нападали, если они говорили на кыргызском, а не на русском языке в общественных местах в Москве. Рабочий из Таджикистана сказал, что в России невозможно получить высокооплачиваемую работу, если ты выглядишь «азиатом». Кузнецова также отмечает, что «очищение города от иммигрантов» было доминирующим нарративом кампании на выборах мэра Москвы в 2013 году.
Российское государство давно поощряет трудовую миграцию в связи с сокращением численности населения и нехваткой квалифицированных работников: в государственной концепции, определяющей принципы миграционной политики России до 2025 года, говорится, что иностранцам должно быть проще переехать в Россию на работу, постоянное место жительства или получить гражданство. В декабре прошлого года Путин сказал: «Мы хотим привлекать людей, но, конечно, в первую очередь мы заинтересованы в квалифицированных кадрах».
Однако после теракта российские политики призывают к изменению миграционной политики: Министерство внутренних дел России представило законопроект, который ограничит срок действия временного разрешения на проживание мигрантов 90 днями в году и обяжет их сдавать биометрические данные.
Владислав Даванков, заместитель председателя Госдумы РФ, в своём Telegram-канале после теракта в Москве призвал усилить «цифровой контроль» мигрантов и «депортировать за малейшее правонарушение».
Тем временем участились сообщения о целенаправленных облавах на трудовых мигрантов. Например, в подмосковных универмагах Wildberries. По сообщениям, сотрудники полиции проверили тысячи работников. На видео, распространённом российским телеграм-каналом «Mash», видно, как 38 из них забрали полицейские перед складом. Их подвергли «дополнительной проверке персонала», что впоследствии подтвердила компания.
Также сообщается, что после теракта 22 марта московские суды стали рассматривать в два раза больше дел о нарушении права на проживание: за неделю после теракта было зарегистрировано 1492 таких дела. За неделю до этого их было всего 757.
Однако эти события не остались без внимания российской общественности. Например, певица Манижа, которая представляла Россию на конкурсе «Евровидение 2021» и которая сама родом из Таджикистана, а её родители бежали от гражданской войны в Россию в 1990-х годах, обратилась к своим поклонникам в видеообращении.
Она рассказала о том, как проводила летние каникулы со своей бабушкой, и о том, что рада, что её бабушке больше не придётся пережить то, что произошло в ночь теракта. «Я также рада, что последствия для таджиков и всех жителей Центральной Азии её не коснутся».
После этого российские СМИ сообщили, что в отношении певицы следственными органами России ведётся расследование по обвинению в «оправдании терроризма». В ответ на эту новость Манижа записала ещё одно видео для Instagram. В нём она говорит: «Я не жалею и не защищаю террористов. Они должны понести самое суровое наказание, которое предусматривает закон. Только закон».
Певица ссылается на видеозаписи ареста подозреваемых в терроризме. На записях видно, как мужчин допрашивали и пытали, а одному из них, судя по всему, отрезали ухо.
Далее певица говорит: «Я прошу вас не развивать ненависть к таджикам и жителям Центральной Азии», потому что «у терроризма нет национальности».
Авторы: Мария Коцев(а). Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: нет, друзья: у терроризма, к сожалению, есть национальность. А та миграционная политика, которая в настоящий момент проводится как в России, так и в Германии, является настоящим преступлением по отношению к коренному населению страны.