«Житель Шанхая убил своего соотечественника за "украденный" виртуальный меч, существующий лишь в онлайновой ролевой игре "Legend of Mir 3", сообщает агентство Reuters со ссылкой на китайскую газету China Daily».
Пост новостного агентства Lenta.ru, 2005 г.
Романтики прошлого считали, что мечта окрыляет. Человек, стремящийся воплотить свою мечту, не только достигает желаемого, но в процессе ещё и проявляет свои лучшие качества, становясь примером для приземлённых обывателей, которым не хватает смелости для осуществления их потаённых стремлений. Или же имеющих такие стремления, реализация которых обществом осуждается как преступное. Например, главный герой фильма «С меня хватит!» (оригинальное название Falling Down, 1993 г.) по имени Уильям Фостер. У него тоже была мечта, примерно такая же, как у Нео, он же Томас А. Андерсон, в «Матрице» — послать однажды к чёрту этот скучный обыденный мир. Только осуществил он её несколько иначе.
Разница между мечтами восторженного романтика и обывателя изображена в финале повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Стервятник Барбридж хотел всего-лишь богатства, а ещё здоровых и красивых детей. Что характерно, он получил желаемое и остался в живых, хоть и ценой безнадёжно испорченной репутации (его прозвище сменилось с «Битюга» на «Стервятник», из-за некоторых особенностей его походов за хабаром). А вот юный Артур, сын Стервятника, имел мечту романтическую. Он погиб, самую малость не дойдя до Золотого шара. А погиб он потому, что приведший его к месту, где сбываются мечты, Рэдрик Шухарт применил метод отца Артура, пустив парня перед собой, чтобы разрядить им ловушку. Можно сказать, что сына убило воплощение мечты его родителя.
Или вот, к примеру, у простой американской женщины Мизери Честейн была мечта, понятная любому из читателей, подсевших на произведения некоего популярного писателя — отловить своего любимого автора и принудить его писать, причём именно то, что тебе хотелось бы прочитать. В романе «Мизери» и одноимённом фильме 1990 года её мечта осуществилась. Правда, сбыча мечт не принесла счастья главной героине. А с точки зрения жертвы (попавшего к ней в плен автора бестселлеров Пола Шелдона) мечта, окрылившая главную героиню, стала воплощённым наяву кошмаром. И однажды Стивен Кинг решил не размениваться на мелочи, а показать целый городок, населённый самыми обычными людьми, в котором появился некто, помогающий им реализовывать их желания. В обмен на сущую мелочь.
Нет, данной мелочью не были души этих обывателей. Продавец грёз, мистер Лиланд Гонт, требовал в оплату за предметы, купленные в его магазине «Нужные вещи», кое-что сделать. Всего лишь сыграть некую безобидную шутку с другим человеком. Например, послать ему пакет с мышеловкой внутри. Или запачкать сушащиеся на дворе простыни… Что в итоге получилось — отлично показано в экранизации этого романа, вышедшем на экраны в 1993 году. В отличие от книги, персонажей в фильме намного меньше и события в нём происходят более плотно, поэтому сюжет хоть и упрощён, но вполне нагляден.
Каковы же были мечты людей, населявших городок Касл-Рок? Да в общем-то, ничего особенного. Никто из них не хотел бессмертия, ядерного разоружения или победы Человечества над всеми болезнями. Никто даже не захотел встречи с инопланетянами или же попадания в какой-нибудь фэнтезийный мир. Эти люди желали всего лишь какой-нибудь мелочи, которая бы скрасила их серые будни. Полли Чалмерс хотела избавиться от мучительной боли в руках из-за артрита, мэр Китон хотел избежать позора из-за результатов аудиторской проверки, которая выявила бы недостачу в городском бюджете. Хью Прист, неудачник и алкоголик, хочет вернуть радость, которую испытал, будучи подростком, ну и так далее. Их мечты не плохие и не хорошие, они совершенно обычные. Вот только осуществить их в данной конкретной реальности невозможно. В фильме этой сюжетной линии нет, а вот в книге были две женщины, фанатевшие по Элвису Пресли, который уже умер. Даже будь он жив, оказаться в его постели у них, учитывая их возраст и внешность, шансов бы не было. Но Лиланд Гонт дал им иллюзию осуществления их тайного желания.
Стивен Кинг в данном конкретном произведении безжалостен к своим персонажам. Он показал, насколько хрупки на самом деле их моральные установки и как легко они падут в случае любого серьёзного искушения. Да даже и не очень серьёзного, например, всего лишь желания обрести редкую бейсбольную карточку или фарфоровую фигурку. Нечто похожее проделал Эльдар Рязанов в фильме «Гараж» — показал, как обычные люди, интеллигентные и порядочные, лишаются человеческого облика, как только речь заходит об их кровном интересе. Причём и у Кинга, и у Рязанова этот интерес отнюдь не жизненно важен, это всего лишь что-то, эту самую жизнь чуточку улучшающее. И, опять же в обеих случаях, у людей не отнимают нечто, им принадлежащее, а напротив, манят их какой-то простенькой мечтой (идёт ли речь о гараже для своего автомобиля или о чём-то другом). Будь у них время и силы остановиться и подумать, они бы может и не сделали роковой выбор в пользу воплощения своей мечты любой ценой, невзирая на страдания других людей. Но у обывателя времени и сил на решение этических дилемм нет и быть не может, всё отнимает повседневная рутина.