Найти тему
2,9K подписчиков

Досрочный ЕГЭ. Разбор текста Ф.А. Искандера о лени «Одно из забавных свойств человеческой природы...»

8,7K прочитали

Сегодня пришло время разобрать чертовски сложный текст 😈 🔥

И это...

Текст Фазиля Искандера про лень и ярлыки из досрочного экзамена по русскому, который прошёл во вторник, 26 марта.

(Готовое сочинение по нему можно прочитать здесь или тут)

Другие досрочные варианты:

✅ Текст Сухомлинского о школе и воспитании (текст, его разбор и сочинение по нему можно прочитать тут)

✅ Тест Паустовского о писателе и художнике (текст, его разбор и сочинение по нему можно прочитать тут)

Итак, приступим. Сам исходный текст, найденный в открытых источниках, я как могла сократила — очень уж он был длинный. Тем не менее, объём всё равно внушительный, а смысл может открыться не сразу...

Текст Искандера

(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми.

(2)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (3)Как это ни странно, в самом деле превратили. (4)Но дело не в этом. (5)Один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (6)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил на это внимание. (7)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (8)Оказалось, что я держу носилки как Отъявленный Лентяй. (9)Это был первый кристалл, выпавший из раствора, и дальше уже шел деловитый процесс кристаллизации, которому я теперь сам помогал, чтобы окончательно декристаллизоваться в заданном направлении.

(10)Теперь всё работало на образ. (11)Если я на контрольной по математике сидел, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали этой моей лени, а не тупости. (12)Когда же я по русскому писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.

(13)Чтобы оставаться в образе, я перестал исполнять обязанности дежурного. (14)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (15)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был хорошо учиться.

(16)Как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, я ложился на парту и делал вид, что дремлю. (17)Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (18)Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить все, что он говорит. (19)После объяснения, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока.

(20)Учителей это радовало, потому что льстило их самолюбию. (21)Получалось, что они так доходчиво доносят свой предмет, что ученики, даже не пользуясь учебниками, всё усваивают. (22)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (23)И никто, кроме меня, не знал, что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!»

(24)Затем слухи об Отъявленном Лентяе дошли до директора, и он почему-то решил, что это я стащил подзорную трубу, которая исчезла из географического кабинета. (25)Не знаю, почему он так решил. (26)К счастью, подзорную трубу отыскали, но ко мне продолжали присматриваться, ожидая, что я собираюсь выкинуть какой-нибудь фокус. (27)Вскоре выяснилось, что никаких фокусов я не собираюсь выкидывать, что я, напротив, очень послушный и добросовестный лентяй, более того, я вполне прилично учился.

(28)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания. (29)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.

(30)Идея метода заключалась в том, что после этого другие нерадивые ученики, завидуя ему Хорошей Завистью, будут сами подтягиваться до его уровня. (31)Эффект достигался неожиданностью нападения — в противном случае ученик мог ускользнуть. (32)Как правило, опыт удавался. (33)В этом случае учителя, завидуя друг другу, может быть, не слишком Хорошей Завистью, по журналу следили, как он повышает успеваемость, и каждый старался, чтобы кривая успеваемости на отрезке его предмета не нарушала победную крутизну.

(34)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли про мой приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.

— (35)На серебряную потянешь, — объявила классная руководительница, тревожно заглядывая мне в глаза.

(36)Каждый из кандидатов на медаль собственными силами добивался выдающихся успехов по какому-нибудь из основных предметов, а уже по остальным его дотягивали до нужного уровня. (37)На выпускных экзаменах к нам были приставлены толковые учителя. (38)Они подходили и под видом разъяснения содержания билета тихо и сжато рассказывали содержание ответа. (39)Это было то, что нужно. (40)Спринтерская усвояемость, отшлифованная по время исполнения роли Отъявленного Лентяя, помогала мне донести до стола комиссии шепоток подстраховывающего преподавателя.

(41)Кончилось тем, что я вместо серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов по дороге сорвался и отстал. (42)Итак, я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере.

— (43)Негодяй, притворявшийся лентяем! — сказала она, одергивая зонтик.

(44)В тот же год я поехал учиться в Москву, а медаль через несколько месяцев принесли маме на работу. (45)Она показала её знакомому зубному технику, чтобы убедиться в подлинности золота.

— (46)Сказал, настоящее, если он не заодно с ними, — рассказывала она мне, когда я приехал на каникулы.

(по Ф.А. Искандеру*)

* Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) — советский и российский писатель, поэт, журналист и сценарист.

Анализируем прочитанное

Некоторые предложения придётся перечитывать несколько раз, чтобы понять смысл и уловить авторскую иронию.

При разборе текста с учениками у нас разгорелись настоящие дебаты, поэтому предлагаю начать работу с обсуждения содержания. Для этого ищем ответы на вспомогательные вопросы:

  1. Как первое предложение соотносится со всем остальным текстом?
  2. В тексте часто повторяется слово «лентяй». В тексте раскрывается понятие лени? Или большее внимание рассказчика занимают другие вопросы?
  3. Является ли герой-рассказчик лентяем? Опираясь на исходный текст, аргументируйте своё мнение.
  4. Каково ваше личное отношение к герою-рассказчику (одобрительное, сочувственное или, напротив, негативное)? Подтвердите свои мысли конкретными фрагментами исходного текста.
  5. Что помогло рассказчику добиться успеха?
  6. Заслуженно ли герой получил награду — золотую медаль? Обоснуйте своё мнение, опираясь на исходный текст.
  7. Какие положительные и отрицательные стороны есть у такого спорного явления, как образ, созданный окружающими (маска, ярлык, предубеждения)?

Примерные ответы можно посмотреть здесь:

Ответ на последний вопрос в виде схемы:

плюсов игры в «лентяя» оказалось больше...
плюсов игры в «лентяя» оказалось больше...

Попробуем сгруппировать примеры по парам:

1 вариант

Пример 1: Если я на контрольной по математике сидел, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали этой моей лени, а не тупости (11)

Пояснение 1: Герою было выгодно притворяться лентяем, ведь это скрывало его глупость, неподготовленность к контрольной.

Пример 2: Когда же я по русскому писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени (12)

Пояснение 2: Лентяем рассказчика считали и тогда, когда он не пользовался шпаргалками, был подготовлен к урокам.

Связь между примерами: противопоставление (следование роли в чём-то помогало, а в чём-то мешало герою) / сопоставление (с одной стороны, роль скрывала недостатки, с другой — мешала получить заслуженную похвалу и одобрение)

Возможные проблемы: Какова участь человека, подстраивающегося под роль, навязанную окружающими? Почему навешивать на людей ярлыки плохо?

2 вариант

Пример 1: Трудности при исполнении роли Отъявленного Лентяя (предложения 12, 18, 23)

Пояснение 1: Герой испытывал трудности, стараясь совместить навязанную роль с желанием хорошо учиться

Пример 2: Директор, посчитавший героя виновником кражи (предложения 24-26)

Пояснение 2: Образ стал причиной предубеждений в лице общества: "плохого" лентяя обвиняли в том, что он не делал, из-за дурной репутации

Связь между примерами: дополнение (роль лентяя не только мешала учиться, но и делала героя злодеем в глазах людей)

Возможные проблемы: Почему следовать чужим ожиданиям — плохо? Почему навешивать на людей ярлыки плохо? Почему не стоит стремиться соответствовать образу, созданному окружающими?

* про то, чем хороша идея следовать навязанной обществом роли, я писать не хочу, но два примера с дополнением (по аналогии с тем, чем идея плоха) найти можно

3 вариант

Пример 1: Навыки, полученные при исполнении роли Отъявленного Лентяя (предложения 18, 15, 27)

Пояснение 1: Герой, соответствуя образу, всё равно старался хорошо учиться, и игра в лентяя помогала ему схватывать информацию на лету, казаться беззаботным, а на самом деле запоминать всё услышанное

Пример 2: Ситуация экзамена, находчивость и "усвояемость" помогают не сойти с финишной прямой (предложения 40, 41)

Пояснение 2: Герой становится кандидатом в медалисты и справляется с экзаменационными испытаниями

Связь между примерами: причинно-следственная (благодаря знаниям и навыкам, полученным во время игры в лентяя, рассказчик успешно справляется с трудностями и получает золотую медаль)

Возможные проблемы: Что может помочь человеку добиться успеха? Какие качества делают человека успешным?

4 вариант

Пример 1: Спринтерская усвояемость, отшлифованная по время исполнения роли Отъявленного Лентяя, помогала мне донести до стола комиссии шепоток подстраховывающего преподавателя (40)

Пояснение 1: Герой успешно сдаёт экзамены благодаря смекалке и развитой способности мгновенно запоминать услышанное

Пример 2: Каждый из кандидатов на медаль собственными силами добивался выдающихся успехов по какому-нибудь из основных предметов, а уже по остальным его дотягивали до нужного уровня (36). Кончилось тем, что я вместо серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов по дороге сорвался и отстал (41).

Пояснение 2: Герой получает золотую медаль вместо другого кандидата, честно готовившегося к экзаменам, но сорвавшегося (из-за волнения?)

Связь между примерами: противопоставление (смекалистый рассказчик сдал экзамены, а другой, честный кандидат, не смог справиться с волнением и расслышать подсказки) / сопоставление (с одной стороны, рассказчик благодаря смекалке и развитой памяти справляется с экзаменами, хотя от него этого не ожидали, с другой — ученик, не обладающий такими качествами, но добросовестно учившийся, добившийся выдающихся результатов, испытание провалил)

Возможные проблемы: Что может помочь человеку добиться успеха? Какие качества делают человека успешным? + Всегда ли экзамен справедливо оценивает знания выпускника?

Полученные проблемы и планы сочинения

Итак, какие проблемы нам удалось найти:

  • Какова участь человека, подстраивающегося под роль, навязанную окружающими?
  • Почему не нужно стремиться соответствовать образу, созданному окружающими? Почему следовать чужим ожиданиям — плохо? Чем могут быть вредны предубеждения о человеке? Почему нельзя навешивать на людей ярлыки?
  • Что может помочь человеку добиться успеха? Какие качества делают человека успешным?
  • Всегда ли экзамен справедливо оценивает знания выпускника? Всегда ли школа справедливо оценивает знания?

Что можно к этому добавить?

  • Я думаю, проблема про подход учителей тоже возможна (но на мой взгляд, ключевой она не является): Как учитель должен относиться к своему делу, выстраивать отношения с учениками? — Тут можно написать про «педагогическое самолюбие», про не слишком Хорошую Зависть к коллегам, по предметам которых нерадивый ученик успевает лучше. Про то, что учителям тоже выгодно было поддерживать игру в Лентяя...
  • Также можно сказать и о школе вообще: Как школа влияет на формирование личности подростка? — И сказать о том, что герой старался учиться хорошо, а из-за сложившегося образа адаптировался и к непростым для высокой успеваемости условиям; и о том, что школа может сформировать смекалку, которая порой лучше знаний помогает добиться успехов; и о том, что школа отражает реальный мир, который не во всём справедлив: иногда «золото» получает лентяй, а добросовестный труженик из-за нелепых причин срывается на финишной прямой...
  • И ещё одна проблема, истинно философская: Должен ли человек стараться оправдывать чужие ожидания? или даже более претенциозно:
  • Быть или казаться?

Мне она очень нравится, но как её раскрыть — нужно ещё додуматься.

📌 Прикрепляю планы сочинений в виде таблиц. Здесь всё, что было выше, собрано воедино, добавлены позиции автора и варианты обоснований:

1 / 5
1 / 5
2 / 5
2 / 5
3 / 5
3 / 5
4 / 5
4 / 5
5 / 5
5 / 5

Для одной статьи уже слишком много всего)

Поэтому само сочинение я выложу в следующей публикации. Как думаете, какую проблему выберу для раскрытия? Какая из них кажется вам наиболее убедительной?

Сегодня пришло время разобрать чертовски сложный текст 😈 🔥 И это...  Текст Фазиля Искандера про лень и ярлыки из досрочного экзамена по русскому, который прошёл во вторник, 26 марта.-8

📝 Надеюсь, проделанный анализ поможет вам при самостоятельном разборе других текстов или при составлении рассуждения по этому)

Буду рада обратной связи и обсуждению в комментариях! Какие проблемы этого текста показались вам важными? Что можно добавить к написанному в этой статье?

И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал — впереди много полезных материалов