Знаете, с чего необходимо начать обучение ребенка речи? С подражательной деятельности.
Расскажу одну историю. Ко мне на занятие ходил парень (3,5 года). Он очень интересный: пришел с эхолалиями, которых было очень много, с низким пониманием речи, знал всего несколько бытовых слов и в основном ориентировался на ситуацию. Его интересовали только крутящиеся предметы — любые. Особенно он повелся на детскую стиральную машину. И она нам очень помогла в развитии его речевых навыков.
Он совершенно не повторял никаких действий по подражанию, просто игнорировал их и убегал к двери кабинета. Что я сделала? Я взяла эту стиральную машину, пошла к нему к двери, села напротив и стала заглядывать внутрь машины, говоря: «Эээй, крути». После этого я запускала машинку. Так как у него была эхолалия, то он просто повторил слова, но не действие. Я так проделала на нескольких занятиях, примерно раз пять. И потом он понял идею, что игра интересная, и тоже стал так делать.
Через некоторое время я стала расширять игру, стала складывать в машинку кукольные вещи и говорить: «Ну стирай уже». Он сначала делал все как на первых занятиях, только на третьем занятии впервые попробовал поступить как я. Разными ухищрениями я через эту стиральную машину меняла его модель игры и вводила новые действия, которые просила выполнить по подражанию.
А когда он привык всё за мной повторять, мы уже перешли к карточкам, и речь двинулась с мертвой точки, словно паровозик. Появилась коммуникация, и потом мы просто работали над расширением словарного запаса.