Детские ясли в деревне на период сельской страды в той или иной мере были, верно, всегда. Но вот первый из опытов продуманной организации, пожалуй, относится ко второй половине девятнадцатого века. На Политехнической выставке в Москве в 1872 году был представлен макет сельского питомника (так тогда называли ясли). И, наверное, не только макет был представлен.
В Яранском нашем уезде силами учительниц сельских школ на пособие от земства и сельских обществ ясли стали открывать в коне девятнадцатого века. Но особая потребность в них возникла с началом войны 1914 года, называемой Штыковой. В первый год, конечно, была и растерянность, и неорганизованность. Куда от этого? В 1914 году было приостановлено открытие новых школ в уезде по программе от 3 мая 1908 года, но в 1916 году было возобновлено. Уже к лету 1915 года было продумано введение детских яслей в уезде.
Ясли действовали приблизительно с 20 июня до 30 августа. В выходные и праздничные дни ясли детей не принимали.
В 24 случаях ясли помещались в зданиях училищ, в 1 – в помещении церковно-приходской школы, в 2 – в помещениях министерских училищ, для 11 нанимались отдельные помещения в крестьянских избах с платою от 5 до 12 рублей. В помещениях яслей была вся необходимая обстановка и кухонная утварь, колыбели матери приносили свои. Заведующая яслями получала 20 рублей в месяц, при ней были две-три няни, которым платили по 12 рублей в месяц.
Работе яслей мешали нередко пускаемые слухи, что с солдаток за содержание возьмут деньги или убавят казенное пособие, а некоторые крестьяне сердито заявляли солдаткам: «Вам казенное пособие, для ваших детей ясли, что вы за святые такие – все для вас», – это расстраивало солдаток и были случаи, что детей отданных в ясли забирали из-за таких разговоров.
Из ответов учащих все же усматривалось, что в конце работы яслей, стали относиться к их работницам лучше и благодарили за хлопоты. Когда матери забирали домой детей, то заявляли детям, что прошла масленица, теперь будет великий пост, то есть не будет того правильного питания и не тот будет уход…
Духовенство также не осталось в стороне. Иаков Мултановский написал целую статью-руководство по работе яслей.
В том числе и о досуге детей, об играх и затеях. На первом месте прогулки. Затем игры: в мяч, ладышки и бабки. В том числе и в «чиж», развивающую ловкость рук и глазомер. Упомянута и вредная сторона игры – азарт, но и этому есть «ответ» – бабки должны быть «казенными», то есть принадлежащие яслям. Горелки и присказ: гори, гори ясно, чтобы не погасло; беги, беги быстро, чтобы не пойматься. Игра в серого волка и тоже с присловьем:
Щиплем, щиплем травку, волка не боимся.
Съеʹдим всю муравку, тотчас разбежимся…
Не без внимания в ясельных затеях и рукоделие, в том числе и уборка и убранство помещения «не в целях экономии средств, а для приучения к порядку, чистоте и необходимому убранству и украшению своего жилища. Ясли должны быть постоянно украшены и убраны ветками сосны или пихты (для запаха и приятного вида) и цветами».
Еще предлагалось, «если где найдется любитель-воин, учить детей маршировке и некоторым гимнастическим приемам, соображаясь с возрастом и охотой детей без принуждения их. Устройство соответствующей гимнастики из лесенок, шестиков и мостков не составит особого труда и не потребуется больших затрат. Однако пользование ими требует во избежание несчастий и нареканий большой осторожности и самого внимательного надзора».
А ведь ясли-приюты были временными, но даже кратковременное пребывание в яслях было уже тогда осмысленным и во многом разумным. Исходя из возможностей, конечно.
В 1915 году на содержание яслей-приютов Яранское земство потратило чуть менее 8000 рублей, столько же было заложено в смету 1916 года.