Допустимо ли присутствие фотографа на богослужении или на съемке церковных таинств? Мнения на этот счет расходятся как среди светских, так и среди воцерковленных людей. Среди первых много любителей помахать в чужом монастыре своим уставом, а среди вторых достаточно таких, кто считает фотографа уничтожителем благодати.
Сразу оговорюсь, что церковная фотография ‒ это не только про крещение и венчание. Это про жизнь в Боге вообще.
Снимать в церкви по ряду технических причин не просто трудно ‒ снимать в церкви страшно. Все время думаешь, чтобы никого не смутить, не задеть взглядом камеры в упор, не нарушить молитвенного настроя или просто помешать своим вынужденным перемещением по храму.
Но больше всего боишься, что твоя работа будет неугодна Богу. Поэтому каждый раз молишься: "Господи, если я все делаю верно, помоги, вразуми и помилуй!" И каждый щелчок затвора ‒ с благоговением к происходящему.
Очень и очень сложно быть включенным в Богослужение, и при этом сохранять сосредоточенность в работе. При своем опыте церковной фотографии я все еще иногда не до конца понимаю как вести себя благопристойно, но при этом не забывать своих профессиональных обязанностей.
Церковный фотограф не может быть просто хорошим профессионалом. На мой взгляд, он должен быть если не воцерковлен, то хотя бы идти по этому пути. Иначе его работы будут скорее карикатурой на жизнь верующих, чем истинным отражением действительности. Да и потом, если, например, не знать чинопоследование любой службы, то как выбрать оптимальную точку съемки и построить кадр? Это азбука.
Я убеждена, что в церкви (как и на войне, или на пожаре, например) снимать надо. Это наша история и наша культура, это то, что станет свидетелем нашей эпохи для потомков. Другой вопрос, что соблюдение этических и правовых норм здесь на грани фолы. И если кадр может стать причиной чьей-то боли, то лучше его не сделать совсем.
Я проработала штатным фотографом в Успенском Градо-Хабаровском соборе 2,5 года (это не считая съемок в других храмах как в Хабаровске так и в Екатеринбурге). За это время выработала для себя три четких правила церковной съемки, которых придерживаюсь и по сей день.
- Съёмка только по благословению (разрешению)
Этот пункт вообще не обсуждается, если речь идет о съемке в храме и тем более на территории монастыря. - Максимальная возможная "невидимость"
Когда я впервые снимала венчание, то спросила у настоятеля что можно, а что нельзя. Он все объяснил, а потом добавил: "Но самое главное ‒ не мельтеши!" И вот это "не мельтеши" стало моим девизом при церковной съемке. - Уважение к происходящему и присутствующим
Сегодня самый большой дефицит с таким понятием как "уместность". Иногда видишь, что вот сейчас был бы идеален ракурс снизу или "в лоб" и так далее, но понимаешь, что в данный момент церковного действия твои приседания с камерой или "тыканье" в лицо будут более чем неуместны. И это чуть ли не единственный случай, когда лучше недоснять.
Еще статьи на тему: