В начале 2000-ых выходила масса фильмов о том, что человечество сталкивается с разными угрозами в виде страшных вирусов, инопланетных монстров, зомби и, конечно же, искусственного интеллекта (ИИ), воплощённого в живой машине, которая жаждет нашей смерти всему живому.
Я любил эти киноленты, обожал мультики о трансформерах (не тех, о которых шутят некоторые политики) и собирал игрушки из серии "Bionicle". Однако в детстве вопросы противостояния человечества и машин меня не интересовали, хотя и активно обсуждались моими одноклассниками и одногруппниками. Занятно, но вспоминая это, я осознаю, что в школе и студенчестве мы стремились быть захваченными. Это не было Фроммовским бегством от свободы, а желанием молодости. Желанием жить интересно.
Искусство всегда отражает реальность под определённым углом. Отчасти этим можно объяснить популярность таких сериалов, как "Любовь, смерть и роботы", или "Мистер Робот", а также игры "Cyberpunk 2077". Кажется, что прогресс настолько быстро проникает в нашу жизнь, что художественные образы о захвате мира электропылесосами не выглядят такой уж бредовой перспективой.
Одним из моих любимых аргументов в пользу доминирования машин, звучит примерно следующим образом: "смотри, Ром, раньше человек выигрывал у машины, а теперь об машина всегда побеждает человека".
Да - отвечаю я. Но только в тех местах, где есть правила.
Победа - это алгоритм, который учитывает конечное количество правил. Машина способна запоминать, но не способна учится познавая.
На этом следовало бы остановить размышления о потенциале ИИ и победе над человеком, если бы некоторое время назад не появились бы нейросети. По мнению многих людей - панацея и яд для мира современных профессий.
Итак, против нас играет (голосом ведущего из игры "Что, где , когда?") - нейросетка. Что мы можем предложить?
Архитектура нейронных сетей повторяет структуру человеческого мозга. Клетки человеческого мозга, называемые нейронами, образуют сложную сеть с высокой степенью взаимосвязи и посылают друг другу электрические сигналы, помогая людям обрабатывать информацию. Точно так же искусственная нейронная сеть состоит из искусственных нейронов, которые взаимодействуют для решения проблем. Искусственные нейроны — это программные модули, называемые узлами, а искусственные нейронные сети — это программы или алгоритмы, которые используют вычислительные системы для выполнения математических вычислений. (информация взята с сайта https://aws.amazon.com/)
Начнём с введения двух понятий - автоматизированные системы и системы смешенного типа. Первые - лишённые участия человека, а значит функционирующие самостоятельно. Сейчас такие системы задействованы в управлении и регулировании некоторых сфер деятельности (датчики, системы защиты и оповещения, технологии типа "умный дом" и т.д.). Автоматизированные системы создавались для оптимального управления и действительно выиграли, если можно так сказать, у человека. Хотя человек создавал их именно из-за необходимости увеличения производительности труда. Осознавая предел своих возможностей.
Системы смешенного типа, или же социотехнические системы - качественно иные. Согласится с точкой зрения технократов о том, что человек - это часть машинного процесса, в полной мере мне не удаётся. Дело в том, что непостоянство целей людей в организации, а также их потенциал к действию (и бездействию тоже) и обеспечивают вышеназванную смесь.
Объясню на примере. На недавнем вебинаре, посвящённом разработке видеоигр, Сергей Зыков (директор по маркетингу компании Innova) рассказал мне и всем слушателям курса, что опасаться развития нейросетей не стоит, так как они являются очередным инструментом, который ускоряет процесс создания изображений, но не является конкурентом творческим людям. Конечно бастующие киноактеры по всему миру ехидно ухмыляются, когда слышат подобное, но давайте посмотрим на это заявление не с точки зрения маркетинга, а с точки зрения ситуации порождения.
Нейросети, равно как и любой человек, ассимилированы деятельностью. Деятельностью воспроизводства. Таким образом, художник и нейросеть похожи. Оба направлены на воспроизводство техники, с целью создания материального/цифрового объекта (картина, фон, изображение, набросок и пр.). Если техника может быть доведена до алгоритма, то художник проиграл. Проиграл в соперничестве за заказ. Именно тут и не прав Сергей Зыков. Нейросети - опасный конкурент на рынке труда.
Отличает же человека от нейросети то, что первый обладает психикой, а последняя таковой не владеет. Движение к произведению, то есть мысленное представление того, чего нет - это процесс творческий, то есть всегда предполагающий участие переживания (персонального явления психики). Переживание не может быть доведено до алгоритма. В этом смысле слова нейросеть всегда будет проигрывать человеку.
Почему? Ответ предельно прост - переживание само по себе непродуктивно. Соотнесение (а ведь именно это происходит, как говорят программисты, "под капотом" переживания) - это внутренняя необходимость человека в самоопределении. Человек изначально рождается без собственного места. У машины же всегда будет место, так как она является следствием воспроизводства человеческой деятельности.
Таким образом, причина (человек) и следствие (машина) не находятся в априорной ситуации противостояния друг другу, но ситуативно могут оказаться в ней (смешанная система). Победа или поражение - не имеет значения в глобальном смысле слова, но может стать чьей-то персональной трагедией, или же триумфом.