Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Таинственный монах" (СССР, 1968), "Государственный преступник" (СССР, 1964), "Инспектор уголовного розыска" (СССР, 1972): "за" и "против"

Инспектор уголовного розыска. СССР, 1972. Режиссер Суламифь Цыбульник. Сценаристы Михаил Маклярский, Кирилл Рапопорт. Актеры: Юрий Соломин, Евгения Ветлова, Николай Лебедев, Борис Зайденберг, Александр Голобородько, Владимир Заманский, Михаил Водяной и др. 40,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Суламифь Цыбульник (1913–1997) поставила всего семь фильмов, но три из них («Инспектор уголовного розыска», «Будни уголовного розыска», «В мёртвой петле») сумели войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Этот детектив не вызвал энтузиазма советских кинокритиков.

К примеру, Елена Стишова отметила, что «картина откровенно эксплуатирует актёрскую славу Соломина, компенсируя за его счет драматургические и режиссёрские издержки» (Стишова, 1975), а кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997) посчитал, что фильм, хотя и был снят вполне профессионально, но «не выделились ничем из стандарта подобных картин, стандарта инспекторов, стандарта преступников» (Ревич, 1983: 1946).

Фильм «Инспектор уголовного розыска», как выясняется, зрители не забыли и сегодня, как всегда разделившись на его сторонников и противников.

«За»:

«Детективно–криминальный жанр всегда был в почёте у советского кино. Главная причина этого – воспитательно–назидательный характер подобных картин. В какой–то степени все они довольно однобоко изображали как сотрудников милиции, так и уголовный элемент. В показе и тех и других можно легко заметить некую условность: сотрудники милиции отчасти идеализируются, преступники, напротив, наделяются крайне отрицательными чертами. Мастерство режиссёра заключается в том, чтобы найти подходящего актёра, который бы максимально точно соответствовал прописанному в сценарии типажу. Суламифь Моисеевна Цыбульник таких актёров нашла» (Фридмон).

«Спокойный и неспешный детектив. Симпатичный дуэт Соломина и Ветловой. Мне нравится Ветлова, жаль, что она мало снималась» (Е. Ильхман).

«Против»:

«Если бы все инспектора были как герой Соломина, то ни одно дело бы ни раскрывалось. Любят у нас показывать, как следователь – инспектор – оперуполномоченный занимается одним делом, обдумывает его и так, и этак, во всем сомневается и проч. А здесь еще и "дама сердца" косвенно связана с бандитами. Кстати, Ветлова тут не понравилась – очень красивая женщина, но уж очень много кричит, причем с какой–то необоснованной злостью» (А. Лепесткова).

«Калька с ихних неонуаров: чёрно–белый минимализм, роковая женщина, жалюзи на окнах, тень от вентилятора на стене (как д.б. поставлен свет, чтобы тень была на стене?)» (Егерь 11).

Киновед Александр Федоров

-2

Государственный преступник. СССР, 1964. Режиссер Николай Розанцев. Сценарист Александр Галич. Актеры: Александр Демьяненко, Алина Покровская, Сергей Лукьянов, Павел Кадочников, Клара Лучко, Олег Жаков, Бруно Фрейндлих и др. 39,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Розанцев (1922–1980) поставил дюжину фильмов разных жанров, пять из которых («Государственный преступник», «Крутые Горки», «Развязка», «Заговор послов», «Еще не вечер») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Но самым популярной его работой стал психологический детектив «Государственный преступник» (1964). К сожалению, после эмиграции сценариста этого фильма – Александра Галича (1918–1977) – с 1974 практически до начала 1990–х «Государственный преступник» практически выпал из телепоказов и был, на мой взгляд, незаслуженно забыт…

Когда «Государственный преступник» вышел в советский прокат, кинокритики (в отличие от зрителей) встретили его довольно сдержанно.

К примеру, М. Юрьев в «Советском экране» писал, что «режиссер Н. Розанцев должен был проявить больше изобретательности и прежде всего больше внимая к героям, к их духовной жизни, характеру, поведению. … Сценарий снят режиссером довольно аккуратно – этого нельзя отрицать. Но как хотелось бы увидеть в фильме не только такую режиссерскую аккуратность, но и то, что называется творчеством режиссера. … фильм, хотя и смотрится с интересом, не стал событием в своем жанре, хотя для этого и были созданы литературные условия» (Юрьев, 1965: 6–7).

Постсоветский кинокритик Денис Горелов отнесся к «Государственному преступнику» куда мягче, на мой взгляд, резонно утверждая, что «из «Госпреступника» выросла добрая четверть наших приключенческих клише. Первым на советском экране сжигал в пепельнице лист–вопросник подозреваемых отнюдь не Максим Максимович Исаев–Штирлиц, а молодой новобранец органов Андрей Поликанов (ролями в «Преступнике» и «Сотруднике ЧК» Александр Демьяненко разбил череду своих вечных недотеп — за год до Шурика и через три после Димы Горина). Он же задолго до папаши Мюллера «на всякий случай» снял отпечатки пальцев с бокала сомнительного собеседника. Не управдомша Плющ из «Бриллиантовой руки», а стюардесса Майя первой припечатала: «А, журналист–международник? Понятно. Нью–Йорк — город контрастов». А уж ее диалог со зловещим таксистом: «Почему здесь свернули? Куда он меня везет?!» — «А здесь дорога короче», — все поколения советских зрителей помнят в пародийном исполнении Никулина и Станислава Чекана. Однако фильм был запрещен и первоисточник утерян» (Горелов, 2018).

Сегодняшние мнения зрителей о «Государственном преступнике» неоднозначны:

«Вот уж действительно замечательное кино! Фильм, который практически никогда не надоедает. Его сценарий, как и в любых других подобных фильмах детективного жанра, не лишен некоторых натяжек, зато насколько интригующ и позитивен! К постановке вообще придраться сложно, насколько все продумано и отточено. Ну, а об актерах, сыгравших в нем, можно говорить только восторженные слова. Демьяненко и Лукьянов сыграли множество блестящих ролей, даже более масштабных, но каковы Фрейндлих и Жаков в своих вроде бы небольших ролях! … Короче, надо еще раз похвалить постановщика за создание столь превосходного актерского ансамбля» (Александр).

«Фильм – продукт своего времени, показывающий честных, хороших "кегебешников", озадаченных лишь тем, как вывести на чистую воду нацистских преступников. … И Демьяненко прекрасно сыграл эту роль. И пускай его Поликанов занимается здесь благородным, безупречным с моральной точки зрения делом, но с такой хваткой, с такими "подходцами", чувствуется – далеко пойдёт. Злодей получился какой–то памфлетно–омерзительный, с маниакальными наклонностями, и, на мой взгляд, не очень убедительный. Может, оттого, что он здесь один, окружённый со всех сторон честными, порядочными (хоть и не лишёнными отдельных недостатков) советскими людьми. Талантливый Лукьянов, конечно, придал этому образу правдоподобия и даже какого–то человеческого обаяния, но финальная сцена всё портит. Уж больно резко и истерично начинает Золотицкий "колоться". Чего ради? Совесть заела? Не думаю, что этот рудимент христианской морали ему вообще присущ. Испугался? Кого и чего? Неопровержимых улик против него пока что нет, по крайней мере, в фильме они не показаны. Мог бы спокойно и дальше играть в "несознанку". Сдали нервы? Да с таким прошлым они у него должны быть стальные. Иначе давно бы уже "мальчики кровавые в глазах" довели бы до верёвки с мылом» (Е. Гейндрих).

Киновед Александр Федоров

-3

Таинственный монах. СССР, 1968. Режиссер Аркадий Кольцатый. Сценаристы: Алексей Нагорный, Гелий Рябов. Актеры: Владимир Дружников, Александр Белявский, Валентин Зубков, Константин Сорокин, Евгений Жариков, Татьяна Конюхова, Станислав Чекан, Кирилл Столяров и др. 37,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Трижды лауреат Сталинской премии кинооператор Аркадий Кольцатый (1905–2002) как режиссер поставил восемь фильмов («Пограничная тишина», «Старый знакомый», «SOS над тайгой» и др.). Самым кассовым из них стал приключенческий стереофильм «Таинственный монах», действие которого происходит во время гражданской войны. В 1981 году А. Кольцатый (он же А. Кальцатый) эмигрировал в США и фильмов больше не снимал… Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у А. Кольцатого вошли два фильма – «Таинственный монах» и «Старый знакомый».

…1920-й. Из красного плена сбежали двое белых, им удается спрятаться в монастыре...

Любопытна творческая судьба сценаристов «Таинственного монаха». Если Алексей Нагорный (1922–1984) до конца своей жизни остался на стороне красных («Рожденная революцией», «Государственная граница» и др.), то Гелий Рябов (1932–2015) в постсоветские времена стал относиться к белому движению совсем не так, как в «Таинственном монахе», а вполне сочувственно и немало сил положил на то, чтобы пролить свет на истинные обстоятельства гибели Николая Второго и его семьи…

Как всегда это бывает, когда речь идет о фильме, рассказывающем о событиях гражданской войны, аудитория XXI века строго разделяется в споре на «красных» и «белых».

«За»:

«Фильм очень хорош. Я смотрел его в стереоформате. Это один из немногих стереофильмов, снятых в СССР, которые были интересны не только как технический аттракцион, но и как художественное произведение» (Норус).

«В этой ленте таинственным является не только и не столько сам «секретный» монах, сколько атмосфера, которая окружала ленту после её выхода на экраны. Афиша завораживала и эмоционально–ярким эпизодом из фильма, и сложной для совсем ещё мальчишки надписью: «Цветной, звуковой, стереоскопический»! … Восторгу не было предела, ибо сравнивать такое «кинотаинство» можно было лишь с «Неуловимыми мстителями» Эдмонда Кеосаяна, вышедшими годом ранее, да «Новыми приключениями неуловимых», премьера которых почти совпала с премьерой «Таинственного монаха» (Фридмон).

«Против»:

«Полная шняга: монахи с наганами, большевички приговоры зачитывают, типа следствие вели. Ложь… сплошная ложь. Сам сюжет вообще недостоин критики» (Дорс19).

«Фильм ненастоящий какой–то. Слабая режиссёрская работа, слабый скомканный сценарий, как будто пытались уложиться в определённые временные рамки. Музыка вообще не к месту и сильно раздражала. Я имею в виду не песни, а именно музыку во время событий» (Аладин).

Киновед Александр Федоров