Утром дежурный Лапин будит друзей: на горизонте какой-то город. По карте Нестратов определяет, что это Кошайск. Здесь необходимо пополнить запасы, а Чижов просит купить ему обувь. Друзья говорят, что он сам урезал бюджет и лишних денег нет, Чижов в раздражении отдает им оставшиеся деньги. Чижов принимается за уборку на плоту, за чем его застают речники. Они просят троицу выступить с песней на их торжественном вечере в честь досрочного выполнения годового плана. Чижов задумывается и с лукавой улыбкой говорит, что он не сможет, а вот два его друга обязательно выступят. Тем временем Лапин и Нестратов в обувном отделе местного универмага, выбирают обувь для Чижова исходя из бюджета. Предлагаемые варианты не устраивают по цене друзей, они ищут что-то ооочень дешевое, чтобы проучить Чижика. К вечеру друзья возвращаются на плот с покупками. Увидев их Чижов сияет, что настораживает Нестратова, который знает прекрасно своего лукавого друга. Чижов рассказывает им про речников. На плоту шум: Нестратов с Лапиным бушуют по поводу согласия без их ведома на выступление, Чижов с улыбкой говорит, что он бы на их месте выступил, будь у него обувь и получает матерчатые тапочки.
Клуб речников, зал заполнен, зрители обсуждают местные дела перед началом концерта. Занавес поднимается, на сцене друзья. Вступление возложено на Нестратова, который после поздравления речников с выполнением плана говорит, что они не артисты, произошла ошибка. Он представляет друзей, но зрители воспринимают это как номер. Растерявшись, Нестратов пытается скрыться за занавесом, но друзья возвращают его на сцену. Чижов так же пытается объясниться с залом, чем вызывает очередной взрыв хохота. Понимая безвыходность ситуации, Чижов убегает за сцену за гитарой и передает ее Лапину. Друзья исполняют одну из любимых своих песен про лодочку. Концерт заканчивается, и речники идут на пристань провожать «артистов». Нестратов, сев на своего конька, заплетающимся после застолья языком рассказывает старику-речнику о задачах советского градостроительства. Лапин дает понять Нестратову, что пора отплывать, но это не мешает продолжать Василию свое «выступление». Наконец плот отходит от берега и Лапин спрашивает, какой следующий город, в переданной ему Нестратовым карте Лапин видит Тугурбай и выбирает его как следующую остановку. Нестратов не получает от загадочно улыбающегося Чижова ответа, почему именно там надо остановиться, Чижик обещает рассказать потом. Друзья ушли спать, Нестратову скучно, и он ложится на плоту, не заметив, как столкнул тапочки Чижова в воду.
Тугурбай, управление строительства
Приемная начальника управления похожа по заполненности народом на приемную его начальника Нестратова. Секретарша печатает на машинке, параллельно в прохладной форме отвечая посетителям на вопрос, когда можно попасть на прием к Неходе. В приемной стоят и представители комсомольской организации: именно ими была отправлена к Нестратову Катя. Секретарь организации Алеша Мазаев не верит Кате, что Нестратов не мог принять ее. Алеша готов ставить вопрос о выговоре Кате на очередном собрании.
Наконец приезжает Виталий Григорьевич Нехода, объясняет ожидающим его свое отсутствие инспектированием объектов. Видит комсомольцев, что-то говорит секретарше и скрывается в своем кабинете. Секретарша объявляет, что приема сегодня не будет, но комсомольцев зовет в кабинет. Ребята уже стоят у стола, но Нехода, словно не замечая их, занят визированием документов. Нехода выговаривает комсомольцам, что они поехали к Нестратову в обход его. В кабинет входит Наталья Сергеевна, резко задает вопрос о задержке стройки. Нехода укоряет ее за неприемлемый тон. Наталье нужно решить этот вопрос, и она старается говорить с ним спокойно. Наталья начинает по порядку: поставлена задача построить город животноводов к августу. Но сроки Неходой сорваны, а табуны уже приведены к будущему городу. Нехода вальяжно отвечает, что не к нему вопросы: он выполняет предписания столичного начальства. Их разговор прерывает вбежавший в кабинет паренек, который говорит, что в степи пожар, а испуганные лошади направляются на стройку и могут покалечиться. Все быстро выбегают из кабинета. Нехода вдогонку говорит Наталье, что лошади на стройке все разобьют и отвечать потом лично ей.
Наталья вскакивает в седло и просит паренька увести людей с дороги, чтобы не попасть под табун. Она скачет навстречу табуну и, круто потом развернувшись, ведет за собой табун. Параллельно с этим на стройке комсомольцы разбирают завалы строительных материалов с дороги лошадей. Дозорный на лесах видит, как от табуна отбился косяк лошадей. Катя бежит навстречу косяку, пытается отогнать его от стройки, но получает травму головы, попав под лошадь.
В этом время друзья на плоту продолжают тихо свой путь. Лапин просто лежит на солнце, Нестратов с грустью рассматривает дырку на своих штанах, Чижов параллельно с рыбалкой тщетно пытается найти тапочки, но друзья молчат, не зная, куда они подевались.
Нестратов видит город: они дошли до Тугурбая. За спиной Нестратова Чижов и Лапин перемигиваются: надо обязательно пристать в этом населенном пункте. Лапин изъявляет желание как животновод посмотреть на местные животноводные базы, но главное — поговорить с девушкой, которая в Москве не попала на прием к Василию.
Строительное управление
Лапин с Нестратовым, оставив босого Чижова на плоту, слышат шум в управлении: они попали на собрание у Неходы. Заходят. Строители выговаривают Неходе за произошедшее: из-за срыва сроков стройки чуть табун не угробили. Нехода находит виновных в лице животноводов, на что ему приводят убедительный довод: сроки сорваны из-за того, что город не строится из местного материала, а поставки силикатного кирпича, предписанного по проекту в Москве, занимают много времени. Собрание обвиняет бюрократа Нестратова в том, что не учел наличие местного материала и не глядя подписал документы. Нестратову неприятно это слышать, и он пытается уйти, но Лапин его удерживает. Лапин спрашивает, где сейчас Катя Синцова, узнает, что она лежит в больнице. Там они узнают у врача, что требуется операция, а сама она не имеет такого опыта, поэтому вызван нейрохирург из Уфы. Лапин говорит, что это очень далеко и просит подождать немного. Вернувшись на пристань, Лапин дает Чижову свои туфли, говорит, что срочно нужна помощь девушке, к которой они сюда и приехали. Чижов ворчит, что даже в отпуске надо работать, но быстро идет за Нестратовым. Врач узнает нейрохирурга Чижова: она проходила у него переквалификацию. Они быстро заходят в операционную, Нестратов остается у дверей, но затем тихо заходит внутрь. Чижов четко и быстро совершает операционные действия. Нестратову не по себе, и он почти выползает из операционной. Катя приходит в себя, Чижов разговаривает с ней, чтобы понять ее реакцию. На крыльце после операции Чижов находит Нестратова, который признается в уважении к делу нейрохирургов. Им надо возвращаться на плот: Чижов снимает туфли Лапина, которые ему жали все это время, и идет босиком. Выбежавшие на крыльцо медработники не находят уже друзей, но их отвлекает от поисков Наталья, которая приехала к Кате. Врач объясняет ей, что операция сделана профессором Чижовым, который приходил с другом. Наталья где-то слышала эту фамилию, а упоминание друга еще больше подталкивает ее к воспоминаниям из прошлого. Медсестра говорит, что слышала, как Чижов сказал, что они приплыли на плоту. Наталья идет на берег, но плота уже нет.
часть 2 https://dzen.ru/a/ZgHO0ZXU4RNr76_v
начало https://dzen.ru/a/ZgHNPBJgwgJZa0RO