Найти тему
Александр Дедушка

"Играем в жизнь" - как на палубе общения проходится "степень доверия"

Игра
Игра

После обеда

Лавата

После обеда – первое «время ДК» – игровой час. Разумеется, Вика ничего не успела придумать. Помогаю включить игровые традиции сам. Предлагаю всем стать в круг и сыграть в танцевальную игру «Лавата». Беремся за руки, идем по кругу и напеваем: Дружно танцуем мы: тра-та-та, тра-та-та, танец веселый наш – это Лавата. После этого спрашиваю: - Ручки были? – Да. – А плечики? – Нет. – Взялись за плечики…. Еще один круговой проход и все повторяется: - Ручки были? – Да. – Плечики были? – Да. А головки? – Нет. – Взялись за головки. Последовательность частей тела, за которые «берутся» или хватаются друг у друга участники следующие: ручки – плечики – головки – ушки – носики – пупочки – попочки – коленочки – пяточки.

Игра беспроигрышна в плане эмоционального подъема, и сейчас она тоже сыграла свою роль. Веселые «пупочки» и «попочки», экстремальные «пяточки» наэлектризовали атмосферу непринужденным весельем. А время-то к палубе общения. Обычно перед ее началом ДК записывал еще с первочками какую-либо «архивную» песню, из тех, что были в музыкальной копилке прошлых лет, но на этот раз времени уже нет. С завтрашнего для начнется запись архивных песен.

А пока надо эмоционально подготовиться к первой палубе общения.

Палуба общения

Палуба общения – это традиционная послеобеденная процедура. Это – час открытого, как правило, соответствующим образом структурированного общения, направленного на все более глубокое самопознание, на дальнейшее сближение лагерников друг с другом и переводу коллективных отношений через интенсивное общение на более высокий уровень.

После эмоциональной «Лаваты» поем умиротворяющую песню «Я хочу быть с тобой», и начинаем рассаживаться на палубу. Снова по коробочке, чтобы создать новое пространственное и «соседское» окружение для ее участников.

Рассказываю вкратце участникам о палубе и даю под запись ее правила.

1) Правило открытости – призывает каждого не сидеть «улиткой в раковине», а раскрываться своим друзьям, делиться с ними своими чувствами и мыслями.

2) Правило искренности – настраивает каждого на откровенности и искренность, призывает «быть самим собой», избегать всякого рода личностной мимикрии.

3) Правило конфиденциальности – обращает внимание на то, что ничего не должно выноситься за пределы палубы, нельзя делиться полученной здесь информацией о ее участниках с людьми «на стороне».

4) Правило «мертвой зоны» - призвано упорядочить работу палубы и создать необходимую «напряженность» внутри ее круга. Каждый имеет право говорить только на всех участников, нельзя делиться своими мыслями с соседями справа и слева. Подними руку и дождись предоставления слова от ведущего.

Вообще работа палубы состоит, как правило, из трех этапов:

- разминки;

- упражнений штурвальных;

- и разбора проблем.

Разминки – это полуигровые психологические задания, призванные сконцентрировать внимание. В этом году я решил отказаться от игр как таковых, а роль разминок предоставить чтению домашних заданий участников. На первой палубе за неимением домашних заданий их могут заменить первоначальные анкеты участников.

Читаю анкеты и предлагаю участникам угадать авторов. Понятно, что это довольно трудно. Но интересно, что все равно угадывают. Правда, большей частью не по содержанию, а по поведению. Автору, чью анкету зачитывают перед всеми, трудно сохранить полную эмоциональную индифферентность.

«Вопросы»

Это первое упражнения для штурвальных. Штурвальный – это психотренинговый протагонист, вокруг которого и разворачивается та или иная процедура. Упражнение просто. Штурвальный садится на выделенный для него стул, а остальные участники начинают задавать ему вопросы. Задача штурвального постараться ответить на них максимально откровенно, а в конце выделить самый «сущностный» вопрос. Соответственно задача остальных участников – задать такой вопрос, и победить в таком побочном соревновании. Игровой мотив в не очень зрелых коллективах всегда играет дополнительного мобилизующего стимула.

Первой из коробочки выпадает Марина. Хорошо. Попробуем приоткрыть первочка. Вопросы, правда, большей частью скользят по поверхности, пока Мурат не задает вопрос о ее представлении настоящей дружбы. Тут подключается Вика и задает вопрос о любви, что есть любовь для нее. Но Марина еще скована, зажата, и это заметно влияет на качество ее ответов.

Вторым штурвальным в этом же упражнении становится Катя. Ну, а как это упражнение подойдет для старичка? С Катей интереснее. Она отвечает откровеннее и искреннее. Тут Люда (напомню, что они – близкие подруги) задает ей вопрос, что для нее лучший друг. И Катя, что называется, «срезается». Заметно, что она в растерянности и не может ответить на этот вопрос. Ситуация прояснится на «засветке чувств» в последействии палубы, где она напишет:

«Мои чувства не очень определенные. У меня волнение потому, что я не смогла ответить на Людин вопрос. На данный момент я не могу ответить, потому что я считала ее лучшей подругой. Из-за того, что накануне она мне сказала, что не чувствует ко мне тех чувств, что нужно чувствовать к лучшему другу…»

Но это прояснится после, а пока мы переходим к следующему упражнению штурвальных.

«Степень доверия»

У этого упражнения много модификаций, но суть его в том, что выбранный по жребию участник должен проявить степень своей близости к каждому, находящемуся в кругу. Говорю о том, что через это упражнение может пройти каждый, прежде чем мы его не заменим другим упражнением.

Первым штурвальным здесь становится Кирилл. Замечательно! Уж он-то точно справится, сможет выполнить упражнение с высокой степенью искренности и тем покажет пример остальным.

Объясняю процедуру. Кирилл находится в кругу сидящих участников. Он должен, идя по кругу, проявить свою степень доверия к каждому. Если доверяет полностью – то обнимает, если наполовину – то жмет руку, если вообще не доверяет – просто «машет ручкой».

Итак, Кирилл отправляется по кругу, как и ожидалось, обнимает всех старичков, а вот к первочкам «дифференцируется» в степени доверия: Маше старшей, Рите и Насте пожимает руку, и «машет ручкой» Лене, Диме, Свете и Марине. Да, почти все «темные лошадки» оказались в «недоверии», один Максим из них успел заработать доверие полностью.

А вот следующим на это упражнение из коробочки выпадает он сам – Максим. Хорошо! Проверим на искренность первочка. У него «наполовину» оказались Света, Аня, Марина и Лена, а полностью он не доверяет Рите и Насте.

Смотрю внимательно на Риту. Как это она воспримет? По поводу ее, напомню, у меня были опасения. Она серьезна, и что она переживает, понять трудно. И надо же – следующей из коробочки выпадает ее буква. Ну, пусть попробует.

Она удивительно сосредоточенна и практически не колеблется, проявляя свое отношение. Молодец! У нее «наполовину» - Мурат, Аня, Кирилл, Дима старший, а полностью не доверяет Ване, Диме младшему и Максиму. Может, Максиму отомстила?.. Гм, гм, трудно сказать. Во всяком случае, полное взаимное недоверие – это сигнал, который надо взять на заметку.

«Засветка чувств»

Так незаметно и пролетает час. Первая палуба закончена. Раздаю листочки на «засветку чувств». В ней каждый должен записать свои мысли и чувства по поводу прошедшей палубы. Это ее своеобразное последействие, которое, с одной стороны, носит психологически терапевтический характер – помогает выплеснуть эмоции на бумагу, а с другой – позволяет ведущему держать руку «на пульсе» всех лагерных эмоций.

Ребятки вслед за дежурными отправляются на полдник, а я беру в руки стопку листочков с засветками. Какие эмоции вызвала первая палуба? Особенно у первочков, для которых это была первая палуба общения. Вот Рита:

«Я чувствую небольшую усталость. За весь день мне запомнилось больше всего, когда мы рисовали свои мечты.

Степень доверия. Мне совершенно необидно, что некоторые люди мне не доверяют».

Да, с мечтами интересно. Рита, напомню, нарисовала гору из пачек долларовых купюр, и это ей запомнилось больше всего, осталось даже после палубы. Удивительно. Ну, ладно, главное, что нет проблем с недоверием.

А вот Марина. Она была первым адресатом вопросов:

«Я чувствую стеснительность, волнение. Я сильно волновалась больше всего за вопросы. Степень доверия. Мне даже не обидно, когда мне помахали рукой. Просто мы еще сильно не подружились».

Старички достаточно сдержанны. Естественно, что это еще только начало. Исключение – засветка Люды. Она продолжает тему ее вопроса к Кате и пишет очень эмоциональный пассаж:

«Даже не знаю, но в Кате я разочаровалась полностью. Я поняла, что она боится своего ответа на мой вопрос. Возможно, она боится попасть в заблуждение, как бывало не раз. Но, во всяком случае, такого в настоящей дружбе быть не должно! В моем понимании! А то, как она себя ведет – это неправильно, она еще не поняла, что друг не только помогает, а ему нужно помогать, ему нужна поддержка. Или она нужна только Кате? Раз она не смогла объяснить, что для нее лучший друг, то она этого не знает, а это значит, что такого человека рядом НЕТ!..»

Вот как все серьезно и уже на первой палубе. Но впрочем, неровности в отношениях Кати и Люды были и раньше, и мне уже приходилось принимать участие в их примирении. Будем надеяться, что и здесь все как-нибудь «рассосется».

У Люды, кстати, есть еще продолжение по поводу других палубных событий:

«Максим был очень неискренен. Рита еще как-то постаралась. Я из этого круга доверяю полностью 5, наполовину 8 и все. И не могу понять, как так может быть. Но все же они первый день в лагере, и возможно научатся искренности».

Конечно, научатся. Москва не сразу строилась.

Кстати, на палубу пришли и мои вожатые – Ксюша и Аня – в «Солнышке» первый день был укороченным. Но их засветки уже наводят на размышление:

«Даже не знаю, как это рассказать и описать. Я так хотела утром быстрее уйти в лагерь «Солнышко», а когда пришла, увидела, что Ксюша хочет спать, дети не слушались, и было очень скучно». Аня.

«Мне стало намного лучше!!! Я устала от крика малышей!!! А тут родная мне атмосфера!!! Здесь мои друзья, и именно здесь я чувствую себя хорошо. Я рада!!! А-а-а!!!» Ксюша.

Да!.. Не ошибся ли я с назначением в «Солнышко» 6-7-миклассниц?.. Впрочем, это только первый день. Посмотрим, что будет дальше.

Огонек

Тем временем, ребята вернулись с полдника. Можно начинать первый огонек. Его функция – обобщение итогов дня, анализ достижений и недостатков и степени продвижения к поставленным целям. В центр круга ставлю подставку и на нее - свечу. По нашей традиции зажигает ее выпавший из коробочки человек, но каждый раз новым способом. Первой выпадает Света. Ей, конечно, легче всего. Она может зажечь, как хочет. Но Света неожиданно стала оригинальничать – попыталась зажечь свечу зажженной и зажатой в зубах спичкой. И только после того, как обожглась, под наши дружные отговаривания зажгла огонек без особых изысков. Огонь загорается под нашу традиционную песню в начале любого огонька.

О Г О Н Е К

Коль без друга ты под вьюгой,

Если с ночи ветер в очи,

Или, может, жажда гложет, -

Ты припомни, что вдали,

На краю родной земли…

Припев:

Огонек колышется,

Огонек не спит,

Огонек твой слышится,

Огонек горит.

Ты не думай, что подумал,

Ты не ведай, что поведал.

Просто нужно верить в дружбу…

И прищурь глаза чуть-чуть-

Вон он, осветив твой путь…

Припев.

И как прежде ждет надежда,

И в ненастье светит счастье,

И с порога ждет дорога…

Ты по ней и идешь уже,

И теперь в твоей душе…

Припев.

Огоньки – это вообще «больное» место в организационных процедурах Лагеря друзей. Никак мне не удается сделать его действительно значимым для лагерников событием, временем вдумчивого подведения итогов дня и обмена накопленным опытом. Но я не опускаю рук и твердо решил в этой смене поэкспериментировать с различными организационными формами огонька.

Первый огонек для лучшей концентрации предлагаю каждому выступающему говорить стоя, а по итогам огонька в качестве непосредственной мотивации будет выбран лучший оратор. Говорю о том, что нужно проанализировать в выступлении – кроме оценки «что понравилось» и «что не понравилось», выделить человека, который наиболее запомнился или с которым больше всего удалось сблизиться.

Сам огонек должен вести ДК. Вика достает букву первого оратора из коробочки. Им становится Люда. Люда – оратор неплохой, умеет привлечь к своим словам внимание, в том числе и образными сравнениями. Вот и сейчас она говорит о том, что стала «открывать новые знакомства как находить новые ракушки».

Маша первой начинает выделять «запомнившегося» и говорит о том, что ей больше всего из всех новых знакомых запомнился Мурат. Сам Мурат заявляет, что сегодня открыл в себе свое худшее качество, но не стал пояснять какое. Ну, хорошо, атмосфера открытости еще, конечно, за один день не могла сформироваться.

Очень эмоционально выступает Кирилл. У него явно есть ораторские данные: умело жестикулирует, даже где-то чуть перебарщивает с экспрессивными жестами. В качестве наиболее запомнившегося выделяет Ивана. Дима старший тоже старается в заочном состязании ораторов, только он не стал выделять кого-то из людей, но зато сказал, что в дне самый важный для него период, когда на карусели общения все узнавали мечты друг друга.

Некоторых первочков – Марину, Свету – едва слышно, они, стоя что-то бормочут себе под нос, буквально чувствуя себя чуть не физически скованными-закованными в броню душевных зажимов.

По ходу огонька исполняем несколько песен из нашего старого песенного багажа. Последней по традиции говорит ДК Вика и заказывает последнюю песню – «Я хочу быть с тобой». Если проводить рейтинг значимости и популярности всех лагерных песен, то эта, пожалуй, будет первой. И заслуженно. Чуть позже мы запишем ее текст.

В конце огонька – оргвопросы. Назначаю ДК – Люду и прошу, чтобы ПДК стал Кирилл. Чтобы через день, попав в «Солнышко» они смогли помочь подготовить детей к открытию лагерной смены. Им под орлятские хлопки передают повязки старые ДК и ПДК.

Первое домашнее задание – «Как я был младенцем». С завтрашнего дня начинается работе по теме лагерной смены. Всех оживляет мое задание принести простыни. Но они действительно понадобятся для пеленания будущих «младенцев».

Заканчивается день традиционным орлятским кругом, когда мы все становимся, обнявшись, в общий круг и произносим следующие слова:

«День пролетел в нашем лагере птицей, но огонек дружбы пусть сохранится. Солнышку с нами погаснуть нельзя. Скажем друг другу: «До завтра, друзья!»

В этом году решил, что убирать по окончанию дня будут уже новые дежурные. Пока они прибирают, я разбираюсь с накопленными за день бумажками, навожу порядок на учительском столе, и мы вместе покидает класс. Первый день в лагере закончен.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь