Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Почему цвета не существует

Представьте на секунду, что все, что нас окружает НЕ цветное. Мир на самом деле чёрно-белый, а вся красота и богатство цвета в глазах смотрящего, в ваших глазах Этот доклад представлен на XV Поленовских чтениях 28 марта 2024 в г. Тамбове Цвет - это электромагнитная волна, которую способен увидеть наш глаз. Рентген, ультрафиолет, инфракрасное излучение, и даже волны, посредством которых мобильные телефоны передают сигнал той же природы, что и свет, то есть цвет который мы видим, разница лишь в длине волны - расстоянии между пиками колебаний. Волны, которые видит наш глаз находятся в очень узком диапазоне от 400 до 700 нанометров. Белый дневной свет изначально содержит в себе все цвета. Свет падает на поверхность, часть спектра поглощается этой поверхностью, а ту часть спектра, которую поверхность отражает - мы видим как цвет. Так если поглощается весь световой спектр, то мы увидим черный, например шунгит. А если спектр поглощается частично, например поглощается преимущественно длинновол

Представьте на секунду, что все, что нас окружает НЕ цветное. Мир на самом деле чёрно-белый, а вся красота и богатство цвета в глазах смотрящего, в ваших глазах

Этот доклад представлен на XV Поленовских чтениях 28 марта 2024 в г. Тамбове
-2

Цвет - это электромагнитная волна, которую способен увидеть наш глаз. Рентген, ультрафиолет, инфракрасное излучение, и даже волны, посредством которых мобильные телефоны передают сигнал той же природы, что и свет, то есть цвет который мы видим, разница лишь в длине волны - расстоянии между пиками колебаний. Волны, которые видит наш глаз находятся в очень узком диапазоне от 400 до 700 нанометров.

-3

Белый дневной свет изначально содержит в себе все цвета. Свет падает на поверхность, часть спектра поглощается этой поверхностью, а ту часть спектра, которую поверхность отражает - мы видим как цвет.

Так если поглощается весь световой спектр, то мы увидим черный, например шунгит.

А если спектр поглощается частично, например поглощается преимущественно длинноволновый спектр например, соответсвующий теплым цветам, то мы увидим холодный.

То есть кристаллическая решётка или другая атомная структура материала напрямую влияет на тот цвет, который мы видим. И наоборот, каждый цвет соответствует отдельному химическому элементу, отдельному пигменту, если мы говорим о красках.

-4

Все пигменты, в том числе используемые в иконописи, условно можно разделить на минеральные и органические.

Минеральные пигменты могут быть и природные и искусственно синтезированные в условиях производства. Не смотря на то, что всё Церкви стремится к красоте, в первую очередь, природной и естественности, в иконописи, как виде церковного исусства, не стоит избегать пигментов, синтезированных искусственно, так как по химической формуле они не отличаются от своих природных эквивалентов.

Пигмент под названием гематит, Fe2O3, мы можем получить растирая камень или на производстве путем химических превращений окисления железа. Пигмент под названием малахит мы можем получить растирая минерал малахит, так и путем цепочки химических реакций (соль меди и угольной кислоты)

Еще одним видом не натуральных пигментов являются пигменты, полученные путем органического синтеза. Здесь совсем другая история, эти пигменты в природе сами не образуются, очень яркие, плотные, и не светостойкие, так как их молекулярные цепи рвутся со временем – из-за чего использование их в темпере, несколько затруднительно.

-5

Сложности иконописцу доставляет и то, что пигменты разных партий отличаются на полутон.

Первая причина - наличие примеси – атомов другого химического элемента. Например Охра – чем краснее, тем больше оксида железа.

Другая причина - различные условия спекания, атомы смещены в структуре, это влияет на цвет.

Еще одна причина - размер частиц. Чем мельче растерт пигмент, тем холоднее оттенок у краски.

-6

Вообще с вопросом помола измельчению пигмента иконописцы сталкиваются каждый день, ведь до сих пор самая подходящая краска для иконописи – темпера, приготовленная на яичном желтке. Иконописец соединяет пигмент и связующее (яичную эмульсию) и некоторое время растирает курантом на плите.

А вот сколько необходимо растирать краску, чтобы она обладала идеальными характеристиками, для выполнения иконописного образа, всегда вопрос.

-7

Для этого, с помощью оптического микроскопа решили посмотреть, что происходит с краской в каждый момент трения. Краску предварительно наносили на предметные стекла, затем анализировали в микроскопе.

-8

Для исследования были выбраны самые популярные пигменты, применяющиеся в иконописи - охра, гематит и малахит Через каждую минуту смотрели на частицы в микроскопе и анализировали размеры частиц пигмента.

-9

Измерения с фотографий перенесены на график.

Литературные данные, сообщают, что темперная краска обладает наилучшими свойствами при размере частиц пигмента менее 25 мкм. В нашем случае уверенно меньше этой величины получаем значения через 5-7 минут растирания пигмента.

При наличии крупных частиц, пигмента в слоях краски возникают механические напряжения из-за разной природы частиц и связующего, что приводит к возникновению трещин или выкрашиванию.

По мере того, как частицы в краске приближаются к единицам микрометров, вероятность возникновения трещин падает. Даже наоборот, за счет действия молекулярных сил красочные слои упрочняются с течением времени, То есть, красочные слои «каменеют» со временем и икона способна дольше сохраняться в первозданном виде без необходимости реставрации.

-10

Еще важным аспектом является то, что, чем тоньше помол пигмента, тем прозрачнее и ярче красочные слои, так как луч света (электромагнитная волна) способна проходить через них и отражаться и выходить на поверхность более окрашенным.

-11

-12

Мелкие частицы пигмента в краске, позволяют цвету раскрываться, а цвет это не просто электромагнитная волна, это то, что делает нашу жизнь ярче.

-13
-14

Ознакомиться с докладом XIV Поленовских чтений можно здесь:

А ознакомиться с научной статьёй XIV Поленовских чтений можно здесь: