История христианства охватывает длительный период и имеет богатую историю, неотъемлемой частью, которой, являются сведения о жизни и деятельности подвижников Церкви – святых. С середины II века, отдавшие жизнь за свои убеждения христиане, кто встал на защиту своей веры перед лицом гонений, и таким образом проложил путь для последующего распространения христианства, называемые мучениками, возводились в сан святых. Почитание святых мучеников возникает ещё в раннехристианский период, а подлинная информация доходит до нашего времени благодаря сохранившимся фрагментам рукописей, жизнеописаниям и иконографическим изображениям. Тем не менее, через пелену сложных для христианства времен, таких как гонения и иконоборческий период, память о некоторых раннехристианских святых несколько утрачена или изначально известие о том или ином святом не было распространено широко. До нашего времени дошло мало задокументированных фактов и информации о святом мученике Платоне Анкирском, а иконографические образы встречаются чрезвычайно редко, вследствие чего этот святой остается почти неизвестным за пределами мест, с которыми его имя связано.
Это научная статья, которую можно найти в материалах: XIV Поленовские чтения. Национальные художественные традиции как основа эстетического воспитания : материалы Международной научно-практической конференции-форума. Март 2023 / Институт развития образования в сфере культуры и искусства [и др.] ; отв. ред. М.В. Никольский. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2023. – 253 с.
Целью работы явилось изучение образа одного из важнейших святых Галатии (центральная часть Анатолии, совр. Турция) – святого мученика Платона Анкирского, жившего в раннехристианский период и анализ особенностей его иконографии.
В предлагаемой статье рассматриваются детали жития, распространения почитания и формирования иконографического образа малоизвестного на территории России святого мученика Платона Анкирского. За основу взяты литературные данные о сохранившихся фрагментах рукописей, жизнеописании, архитектурных объектах и иконографических изображениях. Обсуждается вопрос подлинности информации, передаваемой посредством языка уставной православной иконы, а также важность света и цвета в иконе. Рассматриваются особенности написания иконы св. муч. Платона в Тамбовской иконописной манере.
Ключевые слова: иконография, раннехристианские святые, житие, святой мученик, Платон Анкирский, уставная икона.
1. Дошедшие до нас письменные свидетельства о св. муч. Платоне
Из жизнеописания святого известно, что Платон, живший в Анкире (город, более известный на настоящий момент как Анкара) во времена Диоклетиана (в конце III - начале IV века), был великолепным оратором и ещё в юности ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам. Согласно литературным источникам, святой Платон произносил речи, которые поражали и убеждали толпы, за что он был схвачен и приведен на суд к Агриппину [8, c. 478]. Одну из убедительных речей обращенную к народу, где Платон показывает свою твердость в вере и намерение идти в проповеди христианства до конца, произносит на пути в место заключения после первого суда, а рукописи из различных мест и датируемые разными веками, сообщают, что таких встреч Платона и Агриппина всего было три. Наиболее полная версия жития, отличающаяся повествовательностью и описанием эмоций, дошедшая до нас – византийская, относящаяся к Х веку в пересказе Симеона Метафраста [5, c. 277]. Другим письменным источником, расшифрованным относительно недавно, является палимпсест (рукопись на греческом языке, написанная библейским маюскулом, относящаяся к периоду после жизни святого, то есть с IVпо X век; более точно предполагается, что до VI века, но в силу малого количества сохранившихся и идентифицированных по временной шкале текстов такого типа, палеографы всё ещё затрудняются определить дату с абсолютной точностью) [5, c. 281]. В палимпсесте, найденном в Каирской генизе, был идентифицирован разговор при второй встрече Платона и Агрипина. В целом текст не несет сильных противоречий с более известной и поздней версией, но характеризуется отсутствием расширенного повествования автора и наличием больших длинных монологов Агриппина, убеждающего христианина поклониться языческим богам и отречься от веры. Преимуществом этого палимпсеста является то, что текст был закрыт на века, так как пергамент использовался повторно, а кодекс был забыт, поэтому ни кто не мог внести изменений в текст [6, c. 29].
Из раннехристианских письменных источников известно, что после третьей встречи с Агриппином, Платон был обезглавлен вне города Анкиры в месте называемым Кампус, которое было одновременно и местом казни, и местом захоронений [1, c. 326; 4, c. 67].
Известию о мученичестве святого распространиться было достаточно просто, так как Анкира, располагалась на перекрестке военных и торговых путей в центре Анатолии. Значение Анкиры в раннехристианский период велико. Основными центрами на главной дороге, идущей с запада на восток, были Константинополь (Стамбул), Никомедея (Измит), Никея (Изник) и Анкира (Анкара). Резиденция римских императоров в 4 веке была в Антиохии (Антакья), а затем дорога через эти города стала основным маршрутом для паломников, направлявшихся из Европы в Иерусалим с распространением христианства. Таким образом, этот город, именуемый Анкара, Анкира или Ангора, стал фигурировать в источниках поздней античности, описывающих рассматриваемый маршрут, стоянки и поселения на нем [4, c. 65].
В IV веке Анкирская церковь стала одной из самых важных церквей в Анатолии, а епископ Галатии был записан как четвертый в православной церковной иерархии. В том же столетии Анкира, была избрана местом проведения поместных соборов. Известно, что Анкира принимала не менее двух таких соборов (в 314 и 358 годах). В конце 324 – начале 325 года планировалось провести в Анкире Собор, который был проведен в Никее (Изник), стал Первым Вселенским Собором (325 г.) [10]. Несмотря на столь активное развитие христианства, христианское население не было преобладающим в Анкире IV века, а между преследуемыми христианами и языческим аристократическим классом оставалось достаточно конфликтно.
2. Архитектурные строения, связанные с именем св. муч. Платона Анкирского
Почитание Платона распространилось не только в пределах Анкиры, но и в сельской местности Галатии. Имеются сведения о существовании здания во имя св. Платона, но сказать, что Анкира в этот период стала местом паломничества, нельзя, вероятно, важной достопримечательностью города в IV веке была церковь или мартириум, посвященная святому Платону [1, c. 327].
В дополнение к этому, святой Нил (ученик Иоанна Златоуста) также подчеркнул важность почитания жителями Анкиры своих мучеников. В другом письме он упоминает, что несчастный гражданин Анкиры избавился от своих бед на Синае благодаря заступничеству Платона, а согласно Прокопию, во времена Юстиниана (527-565) существовала церковь во имя св. Платона в Стамбуле [1, c. 327]. Всё это является доказательством распространения славы святого Платона после его мученической смерти, но этим, по всей видимости, география не ограничивается, так как можно найти информацию, что, например, в 1860 была построена деревянная церковь св. муч. Платона в Ивановской области, в селе Велизанец, но она была утрачена (сгорела) в 1940 году [7].
3. Сохранившиеся иконографические образы Св. Платона
Изображений, одного из важных святых мучеников Анкары в раннехристианский период, св.муч. Платона, сохранилось немного. Он изображался, как правило, молодым, с надписью его имени или текстом, описывающим изображенный сюжет. В образцах византийской живописи изображение святого Платона появляется в различных произведениях искусства, таких как иконы, реликварии, настенные росписи и рукописи с конца VI века до XIV века.
Одно из самых ранних сохранившихся изображений св. Платона – икона размером 54,2 x 48,6 см, предположительно, изготовленная на Синае, датируемая концом VI – серединой VII века (рис. 1).
На представленной иконе изображен св. Платон, однако надпись на иконе, выполненной в технике энкаустики, почти не сохранилась, особенно затруднительно понять имя расположенной справа святой [1, c. 329].
Другим примером является Реликварий Истинного креста (Фиши Могран Стауротеке) начала IX века, предположительно, Константинополь (рис. 2) [14].
Реликварий, о котором идет речь, представляет собой неглубокий серебряный ящик с выдвижной крышкой, созданный для хранения реликвий Истинного Креста и содержит изображение Распятия Иисуса Христа. На внутренней стороне крышки помещены четыре сцены, знаменующие роль Христа: Благовещение, Рождество, Распятие и Сошествие в ад. Гравированная нижняя часть шкатулки напоминает обложку книги – возможно, это отсылка на Евангелие, повествующее о Распятии.
На верхней стороне крышки – поясные образы святых и сцена Распятия между изображенными Богородицей и св. Иоанном. На окружающих по периметру изображениях и на боковых частях – некоторые святые, в том числе святой Платон. Изображение святого Платона с надписью «Ο ΑΓΙΟC ΠΛΑΤΟΝ» (Святой Платон), он изображен молодым, с черными волосами и бородой.
Следующий из немногочисленных примеров, на который следует обратить внимание, можно найти в программе росписи Каппадокийской церкви Кылычлар (рис. 3). Фигуры святых, которым отдавалось предпочтение в программах византийской церковной росписи, были общеприняты в программах росписи церквей и располагались группами в соответствии с их чином или, реже, днем святого, следуя иерархии. Ростовые или поясные образы святых мучеников, как правило, размещались в обрамленных прямоугольных панно, которые располагаются в софитах арок или в нижних частях сводов [9. с. 209].
Изображение святого Платона, датируемое примерно X веком, можно увидеть в юго-западной части нефа. Святой Платон (с надписью Ο ΑΓΙΟC ΠΛΑΤΟΝ) изображен в софите арки держащим крест в руке, расположен со святым Анекитосом в другой половине той же арки (с надписью Ο ΑΓΙΟC ΑΝΗΚΙΤΟC). Святой Платон, лик которого, почти полностью утрачен, изображен с прикрытой рукой складками длинного розового плаща, украшенного камнями. Программа росписи церкви Кылычлар находится в гармоничной связи с другими программами росписи, того же периода, но значительная часть святых, изображенных в рассматриваемом храме, не встречается в программах росписи каппадокийских церквей [1, c. 330].
Иллюстрации Св. Платона появляются и в рукописях, датируемых византийским периодом. В календаре святые образы представлены в полный рост расположенные в трех полосах. На странице с заголовком «Οἱ ἃγιοι τοῦ δευτέρον βιβλίου τοῦ νοεμβρίου μηνός» (Святые второй книге ноября) святой Платон изображен в полный рост четвертым в верхнем ряду с крестом в руке. Омонт, работавший с оригиналом рукописи, описывает образ святого Платона как темноволосого, без бороды, в красном плаще поверх синей туники и держащего в правой руке маленький белый крест (рис. 4) [3 c.50].
Ещё одним примером, который можно отнести к византийскому периоду, является изображение момента усекновения головы св. Платона палачом среди фресок середины XIV века в южной Никольской часовне монастырской церкви Дечани (рис. 5). Фрески монастыря Дечани содержат четкие и подробные сцены, охватывающие множество сюжетов. Присутствующие в сцене святой Платон, а также палач, которому поручено казнить, изображены в гористой местности за городом (Кампус). Палач изображен с поднятым мечом в направлении к святому Платону, стоящему к нему спиной и находящемуся в молении Богу. Надпись, сделанная на старославянском языке, гласит: «Он был усечен мечом» [1, c. 333].
Изображения св. Платона встречается на фресках на Афоне, (Дионисиат. 1547 г. Тзортзи (Зорзис) Фука) рис. 6, монастыре Грачаница (Косово. Сербия. Около 1318 г.) рис. 7, в монастыре Ватопед на Афоне (Конец XIII – XIV век) рис. 9 и в минее на Ноябрь (Икона. Русь. Начало XVII в. – минея хранится в Церковно-Археологическом Кабинете Московской Духовной Академии) рис. 10 [2]. На этих изображениях Платон представлен взрослым, но достаточно молодым, с длинными распущенными или забранными волосами, одетым в зеленовато-голубого цвета тунику и красно-бордовый плащ. В одной руке он держит крест, а другая рука изображается держащей свиток, или свободной, или вовсе не видна для зрителя.
Таким образом, как мы видим из текстов и изображений, которые дошли до нашего времени, св.муч. Платон, как правило, изображается молодым мужчиной, а изображения св. муч. Платона как старца – скорее исключение и собственное видение художника. Также изображение святого Платона, на одной из ранних икон (Музей Ханенко) следует оценивать отдельно от всех других примеров, так как можно сказать, что рассматриваемая икона близка фаюмским портретам по иконографическим особенностям и стилю, как и большинство икон раннего периода.
4. Обсуждения
При рассмотрении источников и изображений видно, что изображения св. Платона практически не подвержены влиянию различных течений, обязательно присутствуют надпись, описывающая сцену или указывающая на имя святого, отличительные элементы, цвет одежд, используемые для определения лица на иконах святых мучеников.
Изображения св. Платона не так часто встречаются в русском искусстве и почитание св. муч. Платона не распространено широко, но уставной иконографический образ является сформированным и устоявшимся, что позволило применить эти знания в процессе написания иконы св. муч Платона. При работе использовалась загрунтованная левкасом липовая доска и яичная темпера.
В уставной иконе, являющейся особым видом изобразительного искусства, не предполагается делать изображение объемным с помощью падающих и собственных теней (в иконе тени отсутствуют, изображенный святой сам является источником света). Особое внимание уделяется прозрачности красочных слоев, динамике линии и контрасту тёплых и холодных оттенков цветовых замесов [11, c. 83, с. 85;13, c. 192, c. 193]. Икона выполнена в Тамбовской иконописной манере, с использованием спокойных цветов [12, c.15] (например, преобладает использование замесов с малахитом: в роскрыши туники, фона и полей иконы; в роскрыши плаща, использовался гематит), а контрастность достигается больше тоном, нежели цветом. Подмалевок, сделанный охрой золотистой, позволяет холодной палитре на этапе роскрыши приобрести более теплый подтон и создать некоторую игру света и цвета, что добавляет динамики в полностью статичное изображение святого. На динамику, в том числе, работают опись и высветления, где первое придает графичности, а второе контраста, что не может не влиять конечное формирование изображения,
При написании иконы святого мученика Платона было обращено особенное внимание на устоявшиеся особенности изображения: Платон изображается темноволосым и, как мученик, с небольшим крестом, который держит в одной руке, а плащ по сложившейся традиции, украшен по кайме – элемент изображения, на который тоже было обращено внимание при рассмотрении ранних фресок.
Иконографическое изображение (икона, фреска, минея и др.) больше чем просто картина. Оно несет в себе и образ и подлинную информацию, не взирая на то, как бы давно события ни происходили и какие бы исторические периоды ни следовали. На примере анализа литературных источников, текстов и изображений разных лет дошедших до нас связанных с св. муч. Платоном, стало возможным углубить понимание того, как образ формируется и насколько он коррелирует с бесспорными фактами.
Посмотреть получившийся образ можно по ссылке:
Список использованных источников
1. Dinçer P. S. Ankara’nın Azizi Martir Platon// Ankara Araştırmaları Dergisi. – 2020. – V. 8. – No. 2. – P. 323-335.
2. Ιερά Μητροπόλίς Μεσογαίας καί Λαυρεωτικής// Τετάρτη 18 Νοεμβρίου 2020. URL: https://www.agiamarinaalykou.gr/category/%CE%B1%CF%84%CE%B1%CE%BE%CE%B9%CE%BD%CF%8C%CE%BC%CE%B7%CF%84%CE%B1/page/13/ (дата обращения: 15.11.2022)
3. Omont H. A. Miniatures des plus anciens manuscripts Grecs de la Bibliotheque Nationale du VIe au XIVe siecle // Paris: Librairie Ancienne Honore Champion, 1929. – 362 P.
4. Serin U. Bizans Ankara'sı ve Kaybolan Bir Kültür Mirası:'St. Clement'Kilisesi //METU Journal of the Faculty of Architecture. – 2014. – V. 31. – No. 2. – P. 65-92.
5. Trachsel A. Genizah Ms. 17: an Extract from an Early Version of the Passio of St Plato of Ancyra, Part 1 //Philologus. – 2020. – V. 164. – No. 2. – P. 277-299.
6. Trachsel A. Genizah Ms. 17: an Extract from an Early Version of the Passio of St Plato of Ancyra, Part 2 //Philologus. – 2021. – V. 165. – No. 1. – P. 25-36.
7. Велизанец. Церковь Платона Анкирского// Портал Соборы.ру https://sobory.ru/article/?object=08746 (дата обращения: 15.11.2022).
8. Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский. Жития святых. Том 03. Ноябрь M.: Синодальная типография, 1906. – 829 с.
9. Захаровa А. В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии //Христианское чтение. – 2011. – №. 6. – С. 194-222
10. Карташёв А. В. Вселенские соборы в 2 ч. Ч. 1 / А. В. Карташёв. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 298 с. – (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05312-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473655 (дата обращения: 30.11.2022).
11. Никольский М. В. Канонический язык иконы как особый вид духовно-изобразительного искусства //Аналитика культурологии. – 2011. – №. 19. – С. 77-86.
12. Никольский М. В. Особенности реализации духовно творческого проекта «Тамбовская иконопись» //Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы. – 2021. – С. 15-18.
13. Никольский М. В. Символика цвета в уставной православной иконописи //Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – №. 3 (049). – С. 190-195.
14. Реликварий Истинного креста (Фиши Могран Стауротеке) // Метрополитен-музей. Официальный сайт музея. URL: https://www.metmuseum.org/ru/art/collection/search/472562 (дата обращения: 15.11.2022).
Библиографическая ссылка на статью
Пирожкова Т.С. Особенности формирования иконографии на примере образа святого мученика Платона Анкирского // XIV Поленовские чтения. Национальные художественные традиции как основа эстетического воспитания : материалы Международной научно-практической конференции-форума. Март 2023 / Институт развития образования в сфере культуры и искусства [и др.] ; отв. ред. М.В. Никольский. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2023. – С. 194 - 202.